Первый русский Митрополит после Батыева нашествия
Ключевые слова:
Русская Церковь, митрополит Кирилл, Александр Невский, Золотая Орда, Киевская Русь, Северная Русь, Западная Русь, Византия, Никея, Владимирский Собор, Владимир, Киев, монголо-татарское иго, летописание, Правила, богослужениеАннотация
В данной статье автор, опираясь на русские летописи, литературные памятники Древней Руси и научную литературу, анализирует исторические сведения об эпохе управления Русской Церковью митрополитом Кириллом II (1242–1281). Целью исследования является попытка воссоздать портрет русского Первоиерарха, изучить его роль в общественной жизни общества, а также положение Церкви на территории бывшего государства Киевская Русь после монголо- татарского вторжения. Актуальность исследования обусловлена важностью изучения истории Русской Церкви эпохи монголо-татарского нашествия ввиду небольшого количества сохранившихся сведений. В рамках исследования широко привлекаются литературные памятники XIII в., широкий круг научной литературы: дореволюционные монографии и самые современные научные работы по обозначенной теме, в том числе и на иностранном языке, что обеспечивает данному исследованию принципиальную новизну. Автор скрупулезно подходит к поиску фактов, к их оценке, используя такие исторические методы исследования, как описательный, ретроспективный, историко-сравнительный, историко-системный. В статье ставится вопрос о роли митрополита Кирилла II и его заслугах в сохранении Русской Православной Церкви и причастности к формированию будущего самостоятельного Русского государства. В результате исследования автор приходит к ряду выводов. Святитель Кирилл был первым Митрополитом Русской Церкви, взошедшим на Первосвятительскую кафедру во время иноземного ига, русским по национальности, но поставленным в Византии. По мнению автора, митрополит Кирилл II стоял у истоков организации деятельности по сохранению Русской Церкви в новых тяжелых условиях ее существования. Будучи Первоиерархом в течение долгого времени после монголо-татарского нашествия, святитель Кирилл играл важную роль в русской светской и церковной политике по отношению к татарам. Став Митрополитом, он сделался союзником тех, кто следовал политике выживания и сосуществования с Золотой Ордой, как, например, святого благоверного князя Александра Невского. В самое тяжелое время митрополит Кирилл по сути уже предзнаменовал последующую независимость Русской Церкви. Кроме того, при нем в Северной Руси, несмотря на тяжелое положение государства и Церкви, во второй половине XIII в. идет возрождение книжности и письменности. Первосвятитель имел к этому процессу непосредственное отношение, проявляя заботу не только о настоящем, но и о будущем, обеспечивая сохранность исторической памяти нашего народа о своем прошлом, отраженном в его письменном наследии.