Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo <p>«Сретенское слово» является научно-богословским журналом Сретенской духовной академии. С 27 мая 2024 г. журнал входит в перечень рецензируемых научных изданий <strong>Высшей аттестационной комиссии (ВАК)</strong> при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.</p> <p>Журнал создан с целью стать плодотворной средой для публикаций и обсуждения результатов современных исследований в области теоретической, исторической и практической теологии. В редакционный совет журнала вошли различные церковные и светские ученые, представители разных городов России и ряда иностранных государств.</p> <p> </p> ru-RU journal@sdamp.ru (Георгий Борисов) gromotkov.a@sdamp.ru (Александр Громотков) Tue, 03 Jun 2025 00:16:31 +0300 OJS 3.3.0.10 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Основания религиозно-философской системы А. Ф. Лосева https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_01_Kazaryan <p>В&nbsp;статье представлен анализ ключевых положений религиозно-­философской системы выдающегося русского философа ХХ&nbsp;века&nbsp;— А. Ф. Лосева. Ее концептуальные идеи были сформулированы мыслителем уже в&nbsp;ранний период творчества, в&nbsp;том числе в&nbsp;контексте имяславских споров. В&nbsp;основе построений Лосева лежал разрабатыва­емый им диалектико-феноменологический метод, определивший специ­фику его ранних работ. В&nbsp;центре исследовательского внимания&nbsp;— анализ двух ключевых работ этого периода: «Философии имени» (1927) и&nbsp;«Диалектики мифа» (1930). Первая стала попыткой Лосева выстроить основания для будущей всеобъемлющей системы. Для нее характерно всестороннее рассмотрение природы Имени&nbsp;— до-предметное и&nbsp;предметное. При анализе второй работы уточняется лосевское учение о&nbsp;Мифе, изложенное также в&nbsp;«Дополнениях к&nbsp;“Диалектике мифа”». </p> Александр Торгомович Казарян Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_01_Kazaryan Tue, 03 Jun 2025 00:00:00 +0300 О связи Воплощения и Искупления в богословии священномученика Илариона (Троицкого) и преподобного Максима Исповедника https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_02_Savelyev <p>В&nbsp;начале XX в. в&nbsp;русском академическом богословии велись дискуссии по поводу схоластического учения об искуплении. В&nbsp;ходе дискуссий высказывались критические замечания в&nbsp;адрес данного учения, происходило его постепенное переосмысление, предлагались новые подходы к&nbsp;изложению учения о&nbsp;спасении. В&nbsp;данной статье рассматривается подход, предложенный сщмч. Иларионом (Троицким), в&nbsp;котором центральное место отводится воплощению Бога Слова. Показывается, что как критика сщмч. Илариона в&nbsp;адрес схоластического учения об искуплении, так и&nbsp;предложенный им новый подход следует рассматривать в&nbsp;свете общих воззрений автора на природу богословия, которое было для него неотделимо от благочестия и&nbsp;главной идеей которого он полагал обожение. Также на основе сравнительного анализа воззрений сщмч. Илариона (Троицкого) и&nbsp;прп. Максима Исповедника показывается, с&nbsp;одной стороны, преемственность взглядов двух святых на дело нашего спасения, с&nbsp;другой&nbsp;— наличие между ними расхождений. Произведенное сравнение является вкладом в&nbsp;осмысление патристических источников богословского творчества сщмч. Илариона (Троицкого) и&nbsp;особенностей его интерпретации наследия прп.&nbsp;Максима. </p> Диакон Кирилл Савельев Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_02_Savelyev Tue, 03 Jun 2025 00:00:00 +0300 «Путь открытой любви»: представления преподобного Амвросия Оптинского о спасении мирян и монашествующих https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_03_Vanifatyev <p>Расцвет феномена оптинского старчества, проявившегося наиболее красноречиво во время служения старца Амвросия (Гренкова), характеризовался, кроме прочего, синтезом противоречий между церковным и&nbsp;светским, мирским и&nbsp;монашеским в&nbsp;разделенном на сословия обществе. При этом сама ситуация синтеза возникла в&nbsp;результате проникновения задач духовного руководства монашествующих, закрепленных за фигурой старца на протяжении длительного периода в&nbsp;истории русской духовной традиции, в&nbsp;«инструментарий» духовного руководства мирян. В&nbsp;некоторых случаях эта практика приводила к&nbsp;равенству способов духовного наставничества как монашествующих, так и&nbsp;мирян. Именно старческое служение прп. Амвросия особенно ярко демонстрирует эту динамику. На примере его духовного наследия в&nbsp;статье будет показано, что открытость старца была направлена в&nbsp;равной степени к&nbsp;представителям разных социальных слоев российского народа, и&nbsp;в&nbsp;вопросах о&nbsp;пути спасения оно носило преимущественно универсальный характер. Старец Амвросий особое внимание в&nbsp;духовной жизни уделял опыту несения внешних скорбей и&nbsp;монашествующего, и&nbsp;мирянина как существенному этапу, предшествующему «внутреннему христианству». При этом итог пути спасения определяется, по мысли старца, не достижениями на «внешней» и&nbsp;«внутренней» ступени духовной жизни, а&nbsp;милосердием Божием.</p> Николай Александрович Ванифатьев Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_03_Vanifatyev Tue, 03 Jun 2025 00:00:00 +0300 Магистериум о войнe в контексте социально-политической доктрины Римско-Католической церкви эпохи Бенедикта XV https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_04_Barabanov <p>Статья посвящена анализу отдельных аспектов антивоенной деятельности папы Римского Бенедикта XV (1914–1922) и&nbsp;его личному вкладу в&nbsp;формирование высшего учительства Католической церкви о&nbsp;войне. В&nbsp;работе затронут широкий спектр проблем, связанных с&nbsp;литургической стороной интересующего нас вопроса и&nbsp;спецификой пастырского попечения о&nbsp;военнослужащих в&nbsp;условиях боевых действий. Кроме этого, анализируются последствия принудительной мобилизации священнослужителей и&nbsp;монашествующих, а&nbsp;также католические меры по противодействию сакрализации войны и&nbsp;политизации молитвенных воззваний о&nbsp;победе. В&nbsp;таком аспекте затронутая в&nbsp;статье проблематика в&nbsp;отечественной науке поднималась лишь фрагментарно. Помимо папских документов интересующего нас периода были использованы современные зарубежные исследования понтификата Бенедикта XV. Введение их в&nbsp;российский научный оборот позволяет более объективно подойти к&nbsp;достижению поставленных в&nbsp;данной работе задач и&nbsp;восполнить пробелы в&nbsp;российской историографии, мало знакомой с&nbsp;фигурой&nbsp;этого папы и&nbsp;его вкладом в&nbsp;формирование социально-­политической концепции Римско-Католической церкви до II Ватиканского собора. В&nbsp;контексте выявленных параллелей между изучаемой эпохой Бенедикта XV и&nbsp;современным состоянием мирового сообщества, ощущающего угрозу всеобщему миру, освещаемые в&nbsp;статье вопросы могут представлять научный интерес.</p> Иеромонах Сергий (Барабанов) Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_04_Barabanov Tue, 03 Jun 2025 00:00:00 +0300 Послания митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Вендланда) и клириков Ярославской епархии по итогам V Генеральной ассамблеи ВСЦ в Найроби (1975) https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_05_Savenkov <p>Статья посвящена характеристике посланий митрополита Ярославского и&nbsp;Ростовского Иоанна (Вендланда) и&nbsp;ряда клириков Ярославской епархии, направленных в&nbsp;1976 г. генеральному секретарю Всемирного совета церквей доктору Филиппу Поттеру. Переписка заслужила особое внимание со стороны кабинета уполномоченного Совета по делам религий при Кабинете Министров СССР по Ярославской области и&nbsp;сохранилась в&nbsp;одном из фондов Государственного архива Ярославской области. Поводом к&nbsp;написанию писем послужили отзывы делегации Русской Православной Церкви об участии в&nbsp;V Генеральной ассамблее Всемирного совета церквей в&nbsp;Найроби (1975). Изменение вектора работы ВСЦ, выраженное в&nbsp;фокусировании внимания Ассамблеи на социально-политических проблемах христиан вместо экклезио­логических, вызвало резонанс среди православных священнослужителей и&nbsp;верующих. Реакция на результаты деятельности ВСЦ нашла свое отражение в&nbsp;официальном отчете Московской Патриархии, а&nbsp;также в&nbsp;письмах советских архипастырей и&nbsp;клириков. Данная статья имеет целью провести исторический и&nbsp;богословский анализ этих посланий, а&nbsp;также определить, чем определялась причина их написания&nbsp;— искренним порывом ярославских клириков или приказом советских властей.</p> Иерей Николай Савенков Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_05_Savenkov Tue, 03 Jun 2025 00:00:00 +0300 Меценаты в истории христианства Святой Земли IV–V вв. в творениях блаженного Иеронима и его современников https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_06_Petukhov <p>В&nbsp;статье рассматривается роль меценатства в&nbsp;развитии христианства на Святой Земле в&nbsp;IV–V вв. Исследование затрагивает ключевые аспекты благотворительной деятельности императорской семьи, римской аристократии и&nbsp;монашеских общин, направленной на строительство храмов, монастырей и&nbsp;развитие паломничества. Особое внимание уделено деятельности таких меценатов, как императрица Елена, Мелания Старшая, Павла Римская, Мелания Младшая и&nbsp;императрица Евдокия. На основе анализа исторических и&nbsp;богословских источников, включая сочинения блаженного Иеронима, выявляются мотивы и&nbsp;последствия меценатской поддержки христианских святынь. В&nbsp;статье показано, как благотворительность способствовала укреплению христианской идентичности региона, его духовному и&nbsp;социальному развитию. Полученные результаты могут быть использованы в&nbsp;дальнейшем изучении истории христианства и&nbsp;взаимодействия Церкви с&nbsp;государством в&nbsp;эпоху поздней Античности.</p> Диакон Макарий Петухов Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_06_Petukhov Tue, 03 Jun 2025 00:00:00 +0300 Архиерейское служение в русской литературе XX века: на примере рассказа А. П. Чехова «Архиерей» и одноимЕнной повести иеромонаха Тихона (Барсукова) https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_07_Smirnov <p>В&nbsp;статье анализируются образы архиереев в&nbsp;произведениях А.&nbsp;П. Чехова и&nbsp;иеромонаха Тихона (Барсукова). В&nbsp;рассказе Чехова архиерей&nbsp;— одновременно преемник апостолов и&nbsp;образ Христа. Четырехчастная структура рассказа обусловлена четырьмя Евангелиями, а&nbsp;последние дни жизни героя приходятся на Страстную седмицу и&nbsp;созвучны последним дням земной жизни Господа Иисуса Христа. Чехов наделяет своего героя такими ключевыми характеристиками, как сила духа, любовь к&nbsp;матери и&nbsp;родной земле, многопоколенная связь с&nbsp;Церковью, смирение. Вместе с&nbsp;тем, несмотря на симпатию к&nbsp;самому архиерею, для автора, смотрящего на архиерейское служение «извне» Церкви, его тяжесть превосходит его красоту. Взгляд «изнутри» представлен в&nbsp;повести иеромонаха Тихона (Барсукова). Авторское видение архиерея в&nbsp;ней обу­словлено святоотеческой традицией и&nbsp;может быть описано формулой «Где архиерей&nbsp;— там Церковь, и&nbsp;нет Церкви без архиерея». Ему свойствен красивый внешний облик, царственность служения сочетается в&nbsp;нем с&nbsp;монашеским смирением. Архиерейское служение в&nbsp;представлении автора троично: архиерей сочетает в&nbsp;себе функции отца, учителя и&nbsp;врача. Несмотря на разность подходов и&nbsp;взглядов, оба автора представляют собирательный образ архиерея&nbsp;— преемника апостолов, отличающегося мудростью и&nbsp;смирением.</p> Митрополит Аристарх (Смирнов) Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_07_Smirnov Tue, 03 Jun 2025 00:00:00 +0300 К вопросу о противоречиях политики деунизации: греко-католическое архитектурное наследие Речи Посполитой и русское церковное зодчество Синодального периода https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_08_Vasilik_Artamonov <p>Империи эпохи модерна представляются сложным исследовательским феноменом. Его изучение может осуществляться с&nbsp;различных «оптических» методологий, часть из которых фокусируется на механизмах реализации собственно имперских политических практик. Данные подходы подразумевают тщательную реконструкцию социальной, экономической и&nbsp;духовной сфер центра и&nbsp;окраин, необходимую для последующего имагологического анализа. В&nbsp;настоящей статье предлагается обратиться к&nbsp;Западнорусскому краю в&nbsp;эпоху деунизации. Ликвидация греко-католицизма, возвращение духовенства и&nbsp;паствы в&nbsp;лоно Греко-Российской Церкви и&nbsp;ренессанс Православия на бывших землях Древней Руси сопровождались большим количеством трудностей, во многом обусловленных этническим фактором. Более того, отдельные аспекты русской культуры, подвергшейся сильной вестернизации в&nbsp;XVIII в., к&nbsp;1830-м гг. продолжали зиждиться на европейских ценностях, передававшихся ранее во многом через католическую и&nbsp;униатскую среду Речи Посполитой. На страницах исследования данное противоречие анализируется на примере церковной архитектуры Санкт-Петербурга и&nbsp;Москвы Синодального периода и&nbsp;актуализируется состояние Греко-­Католической церкви накануне Полоцкого собора.</p> Протодиакон Владимир Василик, Ярослав Сергеевич Артамонов Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_08_Vasilik_Artamonov Tue, 03 Jun 2025 00:00:00 +0300 Психотерапевтические приемы логотерапии Виктора Франкла в свете святоотеческой теории и практики пастырского душепопечения https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_09_Kurochkin <p>Логотерапия Виктора Франкла известна как психологический подход к&nbsp;лечению личностных расстройств, связанных с&nbsp;потерей смысла жизни. Однако логотерапия также содержит методики, претендующие на помощь при лечении психогенных нарушений, то есть связанных с&nbsp;расстройствами психики, которые могут проявляться при фобиях, навязчивых состояниях. Среди приемов в&nbsp;логотерапии представлены «парадоксальные интенции» и&nbsp;«дерефлексия». В&nbsp;статье проводится анализ вышеперечисленных приемов логотерапии на конкретных случаях с&nbsp;позиции святоотеческой теории и&nbsp;практики пастырского душепопечения. В&nbsp;результате исследования выявлены области соприкосновения между логотерапией и&nbsp;пастырским душепопечением, которые показывают близость логотерапии по некоторым показателям к&nbsp;христианскому мировоззрению. Данные факты могут выступить в&nbsp;качестве одного из перспективных оснований для ведения конструктивного диалога между представителями православного богословия и&nbsp;светской психологии. Наряду с&nbsp;этим богословский анализ выявил точки расхождения между святоотеческой пастырской и&nbsp;франкловской моделями душевной помощи, что может способствовать принятию взвешенного решения при выборе логотерапии или некоторых ее приемов для пастырской практики, а&nbsp;также христианского психологического консультирования. В&nbsp;статье также показана инструментальность православной антропологии при рассмотрении вероятных причин вышеупомянутых психогенных расстройств, а&nbsp;также ее перспективность для оказания практической помощи людям, страдающим ими.</p> Алексей Вячеславович Курочкин Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_13_09_Kurochkin Tue, 03 Jun 2025 00:00:00 +0300