Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo <p>«Сретенское слово» является научно-богословским журналом Сретенской духовной академии. С 27 мая 2024 г. журнал входит в перечень рецензируемых научных изданий <strong>Высшей аттестационной комиссии (ВАК)</strong> при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.</p> <p>Журнал создан с целью стать плодотворной средой для публикаций и обсуждения результатов современных исследований в области теоретической, исторической и практической теологии. В редакционный совет журнала вошли различные церковные и светские ученые, представители разных городов России и ряда иностранных государств.</p> <p> </p> ru-RU journal@sdamp.ru (Георгий Борисов) gromotkov.a@sdamp.ru (Александр Громотков) Mon, 07 Apr 2025 17:39:23 +0300 OJS 3.3.0.10 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Рецензия на книгу А. В. Подосинова «Еx oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии» https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_09_Malinauskene <p>Книга профессора А. В. Подосинова посвящена тому, как ориентировался в&nbsp;пространстве человек в&nbsp;многочисленных архаических культурах Евразии. В ней уделяется внимание и общей проблематике исследования, и&nbsp;материалам, относящимся к&nbsp;христианству. После по­дробного анализа ориентации культовых действий, культовых зданий, тел погребенных людей, географических карт автор книги обоснованно приходит к&nbsp;выводу, что в&nbsp;христианстве закрепилась единая для всех сфер сакральная сторона&nbsp;— восток.</p> Надежда Касимовна Малинаускене Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_09_Malinauskene Mon, 07 Apr 2025 00:00:00 +0300 О семантике инфинитивных конструкций в составе древнегреческих придаточных следствия (ὥστε…) https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_06_Belov <p>В&nbsp;статье рассматривается один известный своей трудностью случай древнегреческого синтаксиса&nbsp;— оформление придаточного следствия (и некоторых других типов) не личной формой глагола, но через инфинитивную конструкцию. Этот случай рассматривается в&nbsp;сопоставлении с&nbsp;рядом других сходных оборотов, как в&nbsp;греческом, так и&nbsp;в&nbsp;русском языке. Предлагается интуитивно понятное решение в&nbsp;терминах события и&nbsp;факта реальности, сформулированы некоторые сходства и&nbsp;различия между греческим и&nbsp;русским синтаксисом подобных конструкций.</p> Алексей Михайлович Белов Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_06_Belov Mon, 07 Apr 2025 00:00:00 +0300 Результаты праславянских палатализаций в церковнославянском языке (динамический анализ) https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_07_Marsheva_Gyska <p>Статья посвящена анализу процессов палатализации в&nbsp;древних и&nbsp;церковнославянском языках. Целью исследования является сравнительная характеристика процессов палатализации в&nbsp;праславянском и&nbsp;современном церковнославянском языках, с&nbsp;акцентом на их фонетические и&nbsp;морфологические результаты. В&nbsp;статье подробно рассматриваются первая, вторая, третья и&nbsp;йотовая палатализации, в&nbsp;особенности их влияние на развитие фонетической системы церковнославянского языка. Кроме того, представлено отражение этих изменений в&nbsp;различных частях речи, таких как имена существительное и&nbsp;прилагательное. Особое внимание уделяется историко-культурному контексту формирования церковнославянского языка и&nbsp;влиянию, которое эти процессы оказали на развитие славянских языков в&nbsp;целом. Безусловно, исторический процесс палатализации помог сформировать особенные фонетические черты церковнославянского языка, которые сохраняют свое значение и&nbsp;актуальность по сей день. В&nbsp;заключение подчеркивается, что палатализация сыграла огромную роль в&nbsp;фонетической и&nbsp;морфологической эволюции славянских языков.</p> Лариса Ивановна Маршева, Денис Гыска Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_07_Marsheva_Gyska Mon, 07 Apr 2025 00:00:00 +0300 Биоэтические проблемы регенеративной медицины: богословские аспекты https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_08_Osina_Mostovoy <p>Регенеративная медицина, являясь одним из наиболее инновационных направлений современной медицинской науки, занимается лечением хронических заболеваний путем восстановления поврежденных тканей и&nbsp;органов как через активизацию их регенераторного потенциала, так и&nbsp;посредством введения человеку стволовых клеток и&nbsp;имплантации тканеинженерных конструкций. Данное инновационное направление медицины сочетает в&nbsp;себе большое количество быстро развивающихся технологий, способных активно вмешиваться в&nbsp;природу человека, а&nbsp;потому нуждающихся в&nbsp;богословской оценке с&nbsp;точки зрения православной антропологии. Актуальными направлениями регенеративной медицины являются разработка клеточных и&nbsp;тканеинженерных продуктов, а&nbsp;также создание искусственных органов при помощи метода 3D-биопринтинга и&nbsp;разработка биоматериалов с&nbsp;четко заданными свойствами. В&nbsp;настоящее время целый ряд богословских проблем регенеративной медицины требует пристального внимания. В&nbsp;первую очередь к&nbsp;ним относится проблема поиска этически допустимого с&nbsp;позиции православной антропологии источника получения стволовых клеток. Важна также богословская оценка новых технологий по вмешательству в&nbsp;клеточный геном и&nbsp;имплантации человеку тканеинженерных конструкций. Актуальна богословская оценка методов терапевтического клонирования и&nbsp;3D-биопринтинга. Настоящая статья посвящена обзору богословской литературы о&nbsp;возможностях применения ключевых методик регенеративной медицины с&nbsp;позиции православной антропологии. </p> Вера Александровна Осина, Владимир Альбертович Мостовой Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_08_Osina_Mostovoy Mon, 07 Apr 2025 00:00:00 +0300 Дискуссия о происхождении и учении Боснийской церкви: историческая ретроспектива https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_04_Vasilik_Makarov <p>Статья посвящена анализу историографии вопроса о&nbsp;происхождении средневековой Боснийской церкви. Данная церковь, возникновение и&nbsp;характер вероучения которой до сих пор остаются предметом дискуссии в&nbsp;научном сообществе, представляет собой проблематичный феномен истории Западных Балкан XIII–XV вв. Одни авторы считали Боснийскую церковь последним очагом богомильской ереси, другие возражали им, настаивая на ее самобытном характере и&nbsp;тесной связи с&nbsp;восточным Православием. Целью настоящей статьи было выявить основные течения в&nbsp;отечественной и&nbsp;зарубежной историографии Бос­нийской церкви, представив историю развития дискуссии по вопросу ее происхождения и&nbsp;вероучения. В&nbsp;этом мы полагались на сочетание историко-сравнительного и&nbsp;генетического методов. На основании изученной литературы делается вывод, что дуалистическая интерпретация учения Боснийской церкви в&nbsp;современной историографии постепенно уступает место новым интерпретациям, учитывающим сложный многоконфессиональный ландшафт средневековой Боснии.</p> Протодиакон Владимир Василик, Илья Булатович Макаров Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_04_Vasilik_Makarov Mon, 07 Apr 2025 00:00:00 +0300 Архиепископ Павел (Подлипский). Биографический очерк https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_05_Dmitriev <p>Биография архиепископа Черниговского Павла (1788–1861) была известна до революции в&nbsp;основном по трудам почтенного прот.&nbsp;А.&nbsp;Свирелина. Однако исследование актового материала Костромской консистории, переписки самого преосвященного с&nbsp;архиеп. Аркадием (Федоровым) (†1870) (публикуемых в&nbsp;данной статье впервые), документов, воспоминаний выпускников Владимирской духовной семинарии, а&nbsp;также мемуаров привело к&nbsp;необходимости составления полноценной биографии известного русского архиерея. Сам архиеп. Павел, в&nbsp;меру своих сил и&nbsp;времени, создавал исторические монографии о&nbsp;тех монастырях, которые входили в&nbsp;его юрисдикцию, за что был поощрен высокими наградами, в&nbsp;т. ч. званием почетного члена Императорского Московского Общества истории и&nbsp;древностей. Младший современник митр. Филарета (Дроздова), его ученик, им рукоположенный в&nbsp;сан епископа, вызывал порой неодобрительные высказывания святителя. При этом большинство знавших архиеп. Павла отзывались о&nbsp;нем весьма благодушно, с&nbsp;симпатией, как и&nbsp;сам Павел об окружавших его людях. Занимая видные церковные должности: ректора Владимирской семинарии, настоятеля ряда монастырей, костромского и&nbsp;черниговского архиерея, владыка Павел представлял личность многогранную, деятельную, боровшуюся с&nbsp;многочисленными тяжелыми недугами до последних дней своей жизни.</p> Георгий Сергеевич Дмитриев Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_05_Dmitriev Mon, 07 Apr 2025 00:00:00 +0300 «Сшивание» вечного и общественного: от социализации святости — к встрече с Божественным https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_01_Kolesnikov <p>В&nbsp;статье рассматривается проблема сопоставления метафизического и&nbsp;социального как условия социализации святости, выводящей к&nbsp;богословскому определению встречи с&nbsp;Божественным. Актуальность исследования определяется тем, что соотношение вечного и&nbsp;социального является непреходящей темой философско-теологических рассуждений. Тема взаимной соотнесенности метафизики и&nbsp;социальности указывает на уникальные возможности теологического метода к&nbsp;синхронизации этих разных областей. Обоснованием результативности данного богословского исследования является способность религиозной интеллектуальности к&nbsp;преодолению онтологических разрывов, к&nbsp;открытию единства бытия. Результатом исследования выступает описание гносеологической «методики шва», подразумевающей единство бытия и, как следствие, единство метафизического и&nbsp;общественного. Кроме того, аргументируется важность принятия христианских ценностей как на уровне микросоциума (общины), так и&nbsp;на уровне макросоциума (государства), что позволяет выйти к&nbsp;преображению социальных задач в&nbsp;духе христианского домостроительства. Особое место в&nbsp;исследовании занимает проблема социализации святости как подтверждение результативности применения духовных ценностей в&nbsp;общественных преобразованиях. Выводом исследования становится определение контуров места встречи с&nbsp;Божественным как следствие социализации святости, а&nbsp;также аргументация возможности проектного подхода к&nbsp;тео­логическому осмыслению встречи с&nbsp;Божественным.</p> Сергей Александрович Колесников Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_01_Kolesnikov Mon, 07 Apr 2025 00:00:00 +0300 Древо страстей и аскетическая стратегия святителя Феофана Затворника https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_02_Serzhantov <p>В&nbsp;статье подчеркивается, что для аскетики святителя Феофана нахождение сильного образа было не менее важно, чем выстраивание убедительной аргументации в&nbsp;пользу исихастских ценностей. Одним из таких рабочих образов является древо страстей. Святитель Феофан очерчивает образ, начиная с&nbsp;корневой страсти самолюбия и&nbsp;отходящих от нее трех ветвей (страстей самовозношения, своекорыстия и&nbsp;чувственности). Все хитросплетение человеческих страстей является порождением трех страстей на этом древе. Страсти-ветви замаскированы листьями (рассеянности и&nbsp;многозаботливости) и&nbsp;туманом (неведения, нечувствия и&nbsp;беспечности). Все элементы описанной структуры можно соотнести с&nbsp;антропологическими триадами, характерными для аскетики святителя Феофана, и с&nbsp;учением о&nbsp;восьми страстях. Стратегия борьбы со страстями предполагает распознавание главной страсти, несмотря на листья и&nbsp;туман, отслеживание субординации своих страстей в&nbsp;динамике. Это и&nbsp;определяет последовательность действий для невидимой брани. В&nbsp;статье описанное святителем Феофаном древо страстей сопоставляется с&nbsp;другими аскетическими образами: с&nbsp;образом плодовых деревьев из «Апофтегм», с&nbsp;образами растений-помыслов и&nbsp;древа гносиса у&nbsp;святителя Григория Богослова, с&nbsp;искоренением страстей в&nbsp;образе кипарисов у&nbsp;аввы Дорофея.</p> Иерей Павел Сержантов Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_02_Serzhantov Mon, 07 Apr 2025 00:00:00 +0300 К вопросу о принятии свт. Геннадием II Схоларием католической концепции непорочного зачатия Девы Марии https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_03_Yaroslavtsev <p>В&nbsp;статье рассмотрен один из аспектов учения о&nbsp;Пресвятой Богородице выдающегося богослова поздневизантийского периода свт.&nbsp;Геннадия II Схолария в&nbsp;соотнесении с&nbsp;неправославной концепцией непорочного зачатия Богородицы, или якобы изначальной непричастности Пресвятой Девы прародительскому греху с&nbsp;самого момента Ее зачатия святыми праведными Иоакимом и&nbsp;Анной. В&nbsp;первой половине XX&nbsp;в. известный католический богослов Мартен Жюжи довольно спорным образом охарактеризовал мариологическую составляющую&nbsp;бого­словия свт. Геннадия как «полностью поддерживающую» данную концепцию. Это утверждение впоследствии повлияло в&nbsp;том числе и&nbsp;на мнение авторитетного православного богослова прот. Иоанна Мейендорфа и&nbsp;вошло в&nbsp;статью о&nbsp;свт. Геннадии Схоларии в&nbsp;Православной энциклопедии в&nbsp;качестве характеристики его мариологического богословия. В&nbsp;настоящей статье производится анализ аргументации сторонников данной идеи, изучение контекста привлекаемых ими цитат, а&nbsp;также рассмотрение других богословских положений в&nbsp;трудах свт. Геннадия, не совместимых с&nbsp;идеей упомянутого католического догмата. Автором делается вывод о&nbsp;недостаточности указанных аргументов для подобного заключения и, следовательно, преждевременности исключения свт. Геннадия&nbsp;II Схолария из сонма поздневизантийских святых отцов, сохранивших святоотеческую позицию в&nbsp;своем богословском учении о&nbsp;Пресвятой Бого­родице.</p> Иеромонах Силуан (Ярославцев) Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_12_03_Yaroslavtsev Mon, 07 Apr 2025 00:00:00 +0300