https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/issue/feedСретенское слово: научный журнал2025-01-10T19:17:13+03:00Георгий Борисовjournal@sdamp.ruOpen Journal Systems<p>«Сретенское слово» является научно-богословским журналом Сретенской духовной академии. С 27 мая 2024 г. журнал входит в перечень рецензируемых научных изданий <strong>Высшей аттестационной комиссии (ВАК)</strong> при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.</p> <p>Журнал создан с целью стать плодотворной средой для публикаций и обсуждения результатов современных исследований в области теоретической, исторической и практической теологии. В редакционный совет журнала вошли различные церковные и светские ученые, представители разных городов России и ряда иностранных государств.</p> <p> </p>https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_07_ShamshurinПроблема идентичности (самотождества) человека: богословие и политика2025-01-10T19:04:29+03:00Виктор ШамшуринShamshuriny2@mail.ru<p>Роль человека в познании — главный вопрос как в философии, так и в богословии. Центральный он и в политической науке, а также в социологии. Начиная с Платона проблема познания рассматривается как таинственная приобщенность, причастность человека к устойчивому, постоянному знанию, как сущностный аспект человека, показатель его здоровья и на личном, и на общественно-политическом уровнях, и даже на уровне биологическом, физиологическом. Однако существеннейшее и всестороннее развитие тема целостности познания как единства (Бога, человека, вообще творения, при всем его многообразии, сложности и многосоставности) получила в патристике: в трудах великих каппадокийцев, особенно у свт. Григория Нисского, в сочинениях прп. Максима Исповедника, в «Ареопагитском корпусе». Рассматривалась она в XV в. римским кардиналом и мыслителем Николаем Кузанским. Особо же значимой оказалась тема целостности познания в русской философии, для славянофилов, прежде всего для А. С. Хомякова, который тему единства и самосущности чего бы то ни было рассматривал в контексте соборности. В. С. Соловьев, наиболее значимый классик «метафизики всеединства», способ устроения бытия понимает как единство не за счет всех или в ущерб им, а для пользы всех. Он описал и ложное, отрицательное единство, подавляющее или поглощающее входящие в него элементы, в противовес истинному бытию, которое сохраняет и усиливает эти элементы, осуществляясь в них как полнота бытия.</p>2025-01-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_08_BogutaАрхиепископ Иоанн (Шаховской) и Жак Маритен: общие линии в осмыслении естественного права2025-01-10T19:13:54+03:00Дмитрий Богутаboguta68@gmail.com<p>В статье разбираются взгляды двух христианских мыслителей XX в. — архиеп. Иоанна (Шаховского) и Жака Маритена — на значение естественного права для построения христианского общества. Естественное право, данное человеку Богом при создании, помимо прочего, имеет фундаментальное значение именно в жизни конкретного человека и его месте в обществе. Именно осознание того, что Первопричина естественного права есть Бог, а также осознание каждым человеком важности личного диалога с Ним, в итоге является надежным фундаментом для построения христианского общества.</p>2025-01-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_09_StarunovГимнография Иоанна Грозного: Стихиры на Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Герменевтический анализ церковнославянского текста2025-01-10T19:17:13+03:00Иван Старуновioann.starunov@bk.ru<p>Данная статья представляет собой богословский анализ текста стихир, посвященных Сретению Владимирской иконы Божией Матери, составленных одной из самых противоречивых фигур в истории России — царем Иваном Васильевичем Грозным. Его жизненный путь и деятельность в качестве политического и церковного лидера продолжают вызывать интерес у исследователей. В частности, ведутся дискуссии относительно XVI в. — эпохи, насыщенной драматическими событиями, когда, с одной стороны, происходило расширение и укрепление государства, а также реализация церковных реформ, с другой — имели место внутренние конфликты, включая военные экспедиции царя против русских городов и заговоры против монарха, что в итоге привело к установлению опричнины и террору. Стихиры на Сретение Владимирской иконы Божией Матери, написанные царем Иваном Грозным, представляют собой ценный богословский текст, который может быть проанализирован с помощью герменевтического метода. Герменевтика занимается изучением принципов и методов интерпретации текстов, помогая раскрыть их глубокий смысл. Такой анализ текста стихир способствует глубокому пониманию богословского, исторического и филологического контекстов. Исходным материалом для статьи послужили опубликованные тексты гимнографии Иоанна Грозного, а также оригинальные рукописи XVII в., хранящиеся в главном собрании рукописей библиотеки Троице-Сергиевой лавры.</p>2025-01-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_01_SerzhantovПастырская аскетика в исихастском опыте святителя Феофана Затворника2025-01-10T18:33:40+03:00Павел Сержантовnepsis@yandex.ru<p>Духовная переписка святителя Феофана с О. С. Бурачок, Е. А. Арнольди, Н. В. Елагиным, семьей Кугушевых дает нам неординарные примеры пастырской аскетики. Святитель Феофан с позиций исихастской духовной практики осуществляет окормление мирян, постепенно приобщая их к умному деланию, каждого в свою меру. Еще один пример пастырской аскетики святителя Феофана демонстрируют его «Письма о духовной жизни». Опираясь на описания духовного опыта М. М. Сперанского, святитель подробно анализирует его в свете исихастской традиции и отказывается считать опыт Сперанского разновидностью созерцательного квиетизма. В данном случае особое внимание святитель Феофан уделяет исихастским ступеням просвещения, связанным с внутрьпребыванием ума и восхождением по ступеням безобразной молитвы (умно-сердечная молитва, непрестанно-действующая молитва Иисусова), при этом он обозначает созерцательную молитву в качестве высшей молитвенной ступени. В статье впервые раскрыто понятие о примыкающих к исихазму аскетических практиках. Это сделано на примерах переписки с О. С. Бурачок и по «Письмам о духовной жизни» для того, чтобы выявлять, какие именно задачи решала в каждом случае пастырская аскетика святителя Феофана. Подобный подход может быть использован при изучении аскетического наследия преподобного Никодима Святогорца и иных исихастских подвижников. </p>2025-01-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_02_SuvorovГенезис термина «трансгуманизм» и его интерпретации в научно-философском дискурсе2025-01-10T18:37:46+03:00Максим Суворовmaxim.suvorov-sda@yandex.ru<p>В статье рассматривается история формирования понятия «трансгуманизм» и его терминологического закрепления в научно-философском дискурсе. Автор анализирует основополагающие идеи и взгляды, положившие начало трансгуманистическому движению, в частности уделяется внимание Дж. Хаксли, который первым использовал термин transhumanism как обозначение «новой идеологии» или «веры» для человечества в 1957 г. Если изначально под трансгуманизмом понимался «эволюционный гуманизм», целью которого было стремление человечества к самосовершенствованию, то с 1980-х гг. концепция трансгуманизма получила новое прочтение и стала ассоциироваться с идеями преобразования человеческой природы с помощью технологий, выходя за рамки сохранения человечности в человеке. В статье отмечается мультидисциплинарный характер современного трансгуманизма, стремящегося объединить элементы нано-, био-, инфо-, когнитивных, социогуманитарных технологий (NBICS-technology), направленных на радикальное переосмысление и модификацию человеческой сущности. Современное трансгуманистическое движение выражает новое гуманистическое мировоззрение, основывающееся на вере в безграничное развитие личности и преодоление естественных ограничений с помощью научно-технологического прогресса. В статье подчеркивается и обосновывается механистический и материалистический взгляд на человека в антропологической модели трансгуманизма. Выделяются мягкие, утилитарные и радикальные подходы внутри движения, отличающиеся степенью решимости в использовании технологий для трансформации человека и общества.</p>2025-01-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_03_KurochkinОпыт православного осмысления аксиологического аспекта логотерапии Виктора Франкла2025-01-10T18:41:30+03:00Алексей Курочкинkuro4kin13@gmail.com<p>Виктор Франкл в своем методе логотерапии придавал большое значение ценностям, которые, с его точки зрения, не только предохраняют от личностной деградации, но и способствуют обретению смысла жизни. Среди ценностей в логотерапии Франкл особенно выделяет творчество, переживание и отношение к необратимому событию. В данной статье проводится сравнительный анализ аксиологического аспекта логотерапии со святоотеческим (православным). Результаты анализа выявляют точки соприкосновения христианского вероучения с логотерапией В. Франкла, ее потенциал, что может способствовать ведению конструктивного диалога между представителями светской психологии и православного богословия. Вместе с тем богословский анализ прочерчивает границу между христианским вероучением и логотерапией В. Франкла, что может быть полезным в принятии взвешенного решения при выборе данного метода или некоторых его приемов для пастырской практики, психологического консультирования.</p>2025-01-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_04_VasilikВопрос о нетленности Тела Христова в «Хронике» Иоанна Никиуского2025-01-10T18:48:37+03:00Владимир Василикfvasilik@mail.ru<p>Статья посвящена фрагменту из «Хроники» коптского иерарха Иоанна Никиуского, посвященного афтартодокетическим спорам. Для убежденного монофизита Иоанна Никиуского характерны симпатии к афтартодокетизму, поскольку его видение «правой веры» соответствует взглядам Юлиана Галикарнасского — представлению об изначальной нетленности Тела Христова и о страдании Христа как волевом процессе. Из соответственного текста его «Хроники» видна попытка приписать радикальные воззрения Юлиана умеренному монофизиту Севиру Антиохийскому, который относился к афтартодокетизму весьма враждебно и активно полемизировал с Юлианом Галикарнасским. Иоанн Никиуский фальсифицирует взгляды православных иерархов — святителей Иоанна III Схоластика и Евтихия Константинопольского в сторону монофизитской доктрины, которая подается с большим уклоном в сторону афтартодокетизма. В «Хронике» искажены также взгляды св. императора Юстиниана, которому приписываются пронесторианские воззрения. Подобные искажения могут быть объяснены в контексте информационной войны против Православия, когда для повышения авторитета монофизитства православным авторам приписывались монофизитские, в частности афтартодокетические, взгляды. С другой стороны, через навязывание им еретических (несторианских) воззрений православные писатели могли дискредитироваться. Проводить подобные манипуляции для Иоанна Никиуского было тем легче, что в Египте конца VII в. не было ни православных богословов, ни даже православной Александрийской кафедры, на время уничтоженной в результате арабского завоевания. </p>2025-01-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_05_ChernishovaЛексическое наследие Геннадиевской Библии 1499 г. в русской письменности (в ракурсе лексикографического описания)2025-01-10T18:53:23+03:00Маргарита Чернышеваchernysheva@bk.ru<p>Геннадиевская Библия 1499 г. (ГБ) — это первая полная русская Библия, составленная из сохранившихся рукописей более раннего времени с добавлением новых переводов, сделанных с латинского языка. Лексическое богатство ГБ подробно описывается в «Словаре русского языка XI-XVII вв.». На примере лексикографического описания, представленного в четырех последних выпусках Словаря (29 вып. — 2011, 30 вып. — 2015, 31 вып. — 2019, 32 вып. — 2023), сделана попытка на базе использованного цитатного материала выявить пять лексических пластов, восходящих к переводам с греческого, древнееврейского и латинского языков. Отдельно описаны лексические и семантические hapax legomena (единственные употребления), относящиеся как к старым переводам, так и к «латинской» части ГБ. Затронут также вопрос этимологического перевода собственных имен и географических названий в ГБ. Предложенный ракурс рассмотрения позволил показать уникальность и значимость тезаурусного богатства ГБ.</p>2025-01-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_06_DenisovК вопросу о времени, месте жизни и мученического подвига святой Анфисы (Анфусы) Новой, ее гимнографическое и иконографическое почитание2025-01-10T18:59:44+03:00Михаил Денисовparish_history@mail.ru<p>Статья посвящена вопросу о месте и времени земной жизни и мученичества святой Анфисы Новой. Данная проблема рассматривается в контексте основных агиографических источников первого тысячелетия по Рождестве Христовом, с привлечением мнений ведущих западных агиографов. Автор приводит к выводам, что святая Анфиса предположительно пострадала за Христа в период с конца VI по Х столетие в Персии. Дополнительно в статье описывается гимнография и иконография мученицы.</p>2025-01-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал