https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/issue/feed Сретенское слово: научный журнал 2022-08-02T16:05:38+03:00 иерей Игорь Иванов journal@sdamp.ru Open Journal Systems <p>«Сретенское слово» является научно-богословским журналом Сретенской духовной академии. Журнал создан с целью стать плодотворной средой для публикаций и обсуждения результатов современных исследований в области богословия, церковной истории и церковно-практических дисциплин. В редакционный совет журнала вошли различные церковные и светские ученые, представители разных городов России и ряда иностранных государств.</p> https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_2_Kon Научно-практическая богословская конференция во имя преподобного Иосифа Волоцкого (с международным участием) 2022-08-02T15:52:04+03:00 Роман Конь taurusmda@gmail.com <p>Тринадцатого апреля 2022 г. в&nbsp;Сретенской духовной академии прошла научно-практическая богословская конференция во имя преподобного Иосифа Волоцкого (с международным участием), организованная Научным Центром патрологических исследований кафедры богословия Сретенской духовной академии им. проф. А. И. Сидорова и&nbsp;Комиссией по реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете г. Москвы. В&nbsp;рамках конференции состоялось одно пленарное заседание, три секции, на которых рассматривалась проблематика подготовки противосектантских миссионеров, методология и&nbsp;методика реабилитации лиц, отпавших от Православия, а&nbsp;также история, доктрины, критика современного сектантства и&nbsp;оккультизма. На конференции был представлен разработанный в&nbsp;епархии г. Москвы более 25&nbsp;лет назад чин присоединения к&nbsp;Православию отпавших от Церкви и&nbsp;единственная в&nbsp;Русской Православной Церкви структура епархиального уровня по реабилитации отпавших от Церкви в&nbsp;сектантство и&nbsp;оккультизм.</p> 2022-08-02T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_2_Korytko Роль церковной иерархии в борьбе с двоеверием на Руси (XI–XIII) 2022-08-02T15:00:04+03:00 Олег Корытко priest@list.ru <p>Данная статья написана на основе доклада, прочитанного автором на международной богословской конференции в&nbsp;Сретенской духовной академии г. Москвы 11&nbsp;ноября 2021&nbsp;г. В&nbsp;качестве объекта исследования избраны исторические памятники письменности XI–XIII &nbsp;вв. (домонгольский период, а&nbsp;также начало татаро-монгольского ига). Автор рассматривает вопрос о&nbsp;деятельности клира и&nbsp;в первую очередь епископата Русской Православной Церкви на заре ее существования в&nbsp;сфере противостояния остаткам языческих верований и&nbsp;отражающих их практик. Историки как прошлого века, так и&nbsp;современные ученые до некоторой степени касались вынесенной в&nbsp;заглавие статьи темы. Достаточно упомянуть такие фамилии, как Н. М. Гальковский, Е.&nbsp;В.&nbsp;Аничков, И. Я. Фроянов, А. В. Карпов, В. Я.&nbsp;Петрухин. Однако актуальность данной темы становится очевидной из рассмотрения позиций современных критиков Православия русской традиции. С&nbsp;одной стороны, западные христиане желают видеть в&nbsp;нем специфический сплав евангельской истины с&nbsp;языческими заблуждениями восточных славян, а&nbsp;с&nbsp;другой&nbsp;— сторонники неоязыческих идей склонны обвинять Церковь в&nbsp;привнесении в&nbsp;народную жизнь христианства исключительно силовыми методами. Данная статья демонстрирует необоснованность обеих точек зрения. На материалах ключевых письменных источников автор пытается проследить динамику присутствия в&nbsp;жизни Руси остатков архаических верований в&nbsp;ранний период христианства, отразить роль иерархии в&nbsp;противодействии элементам язычества и&nbsp;оценить данный процесс не только с&nbsp;исторической, но и&nbsp;с богословской позиции.</p> 2022-08-02T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_2_Starodubtsev Традиция и преемственность как стержневое понятие русской культуры 2022-08-02T15:08:07+03:00 Олег Стародубцев starodubcev@ya.ru <p>В&nbsp;статье поднимается вопрос о&nbsp;соотношении традиции и&nbsp;новации в&nbsp;отечественной культуре. Указывается на тот факт, что в&nbsp;реформах Петра I, затронувших русскую культуру, и&nbsp;в первую очередь культуру церковную, не было стремления искоренить основы религиозности, но присутствовала идея создания некой универсальной культуры. При всех видимых изменениях, значительно повлиявших на образы церковной архитектуры и&nbsp;искусства Синодального периода, именно благодаря мощной традиционности, имевшей свои корни в&nbsp;Византийской эпохе, церковная культура, постоянно обновляясь, в&nbsp;целом не потеряла своей самобытноcти и&nbsp;уникальности.</p> 2022-08-02T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_2_Vladyshevskaya О небесной иерархии и ангелогласном богодухновенном пении 2022-08-02T15:12:57+03:00 Татьяна Владышевская t_vladyshevskaya@mail.ru <p>Теологическая концепция ангелогласного богодухновенного пения берет свое начало в&nbsp;книгах ветхозаветных пророков Исаии и&nbsp;Иезекииля. В&nbsp;них описаны видения славы Господней, Престол, окруженный ангелами, поющими славу Всевышнему. Церковное пение как ангелогласное воспевание Бога отразилось во многих литургических песнопениях. Отец Церкви Дионисий Ареопагит (V–VI вв.) в&nbsp;своем трактате «О небесной иерархии» стройно изложил учение о&nbsp;иерархии небесных чинов и&nbsp;ангелогласном пении. На Руси учение об ангелогласном пении представлено в&nbsp;поучениях преподобного Феодосия Печерского, в&nbsp;апокрифах и&nbsp;даже в&nbsp;поэзии А. С. Пушкина.</p> 2022-08-02T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_2_Vasilyev Богословский метаязык в ангелологиях Дионисия и протоиерея Сергия Булгакова 2022-08-02T14:44:16+03:00 Тихон Васильев tikhon.vasilyev@gmail.com <p>В&nbsp;данной статье рассматриваются различные богословские языки, используемые автором Corpus Dionysiacum и&nbsp;отцом Сергием Булгаковым для выражения своего представления об ангелах. В&nbsp;статье утверждается, что для полного понимания идей Булгакова необходимо подходить к&nbsp;его текстам не как к&nbsp;богословской или философской системе sui generis, а&nbsp;как к&nbsp;интерпретации традиционного христианского богословия, найденного в&nbsp;библейских, литургических и&nbsp;святоотеческих источниках. Основ­ное различие между этими двумя подходами состоит в&nbsp;том, что если первый предусматривает только один логический уровень&nbsp;— логику всей системы (иначе система распалась бы), то второй предполагает параллельное существование в&nbsp;одном и&nbsp;том же тексте (или своде текстов) два отчетливых логических уровня&nbsp;— логика интерпретируемого и&nbsp;логика интерпретатора («метаязык»). В&nbsp;статье делается вывод, что такой же подход можно применить к&nbsp;анализу Corpus Dionysiacum. Таким образом, в&nbsp;сочинениях об ангелах Дионисия и&nbsp;Булга­кова применяются три различных богословских языка. Антропологический и&nbsp;философский языки постоянно интерпретируются Дионисием в&nbsp;его метаязыке иерархии и&nbsp;Булгаковым в&nbsp;его метаязыке софиологии.</p> 2022-08-02T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_2_Trukhina Пятое слово о братьях Господних 2022-08-02T14:53:41+03:00 Наталья Трухина truunaa@yandex.ru <p>Эта статья является откликом на исследование А. П. Лебедева «Братья Господни» (1905), которому уже больше ста лет. Столь запо­здалое обращение к&nbsp;знаменитому научному труду объясняется тем, что проблема, интересовавшая маститого ученого, имеет весьма ограниченные и&nbsp;устойчивые решения, воспроизводившиеся в&nbsp;течение столетий&nbsp;— от IV до XIX в. и&nbsp;далее, до наших дней. В&nbsp;статье рассматриваются три классические версии происхождения братьев Господа (дети Марии Богородицы, дети Иосифа Обручника от первого брака, двоюродные братья Спасителя). Критически разобрана четвертая версия А. П. Лебедева с&nbsp;особым вариантом двоюродного родства. Автор предлагает пятую версию, согласно которой список «братьев» в&nbsp;Евангелиях состоит из братьев (по Иосифу) и&nbsp;двоюродных братьев Господа. </p> 2022-08-02T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_2_Zaymovsky_Brun_Kuzmin Христианская аддиктология как новая область пастырского душепопечения 2022-08-02T15:21:39+03:00 Иона Займовский ionamsdm@gmail.com Евгений Брюн bryun@rambler.ru Роман Кузьмин dr.roman.kuzmin@gmail.com <p>В&nbsp;статье рассматривается проблема аддиктивного расстройства личности, имеющая биологическую, психоэмоциональную, социальную и&nbsp;духовную составляющие. Христианская аддиктология рассматривается как новая дисциплина на стыке православной антропологии, пастырского богословия, аддиктивной медицины и&nbsp;христианской психологии. К&nbsp;обсуждению предлагается возможная программа учебного курса по данной дисциплине.&nbsp;</p> 2022-08-02T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_2_Llaket Правовой статус Православных Церквей в Испании. Текущее положение 2022-08-02T15:35:37+03:00 Хосе Луис Йякет jl.llaquet@gmail.com <p>С исторической точки зрения Испания&nbsp;— конфессиональная страна, в&nbsp;которой Католическая Церковь практически всегда была объ­единена с&nbsp;государством. Однако в&nbsp;последнее время произошли радикальные изменения, вызванные секуляризмом общества, провозглашенным действующей Конституцией 1978 года, наплывом иммигрантов, исповедующих другие религии, и&nbsp;нормативным закреплением религиозной свободы и&nbsp;совести, благоприятствующим религиозному плюрализму. В&nbsp;этом контексте различные Православные Церкви имеют сильное присутствие в&nbsp;Испании, являясь в&nbsp;настоящее время третьей по численности религиозной группой, которая насчитывает полтора миллиона православных верующих. В&nbsp;данной статье автор анализирует различные вопросы, связанные с&nbsp;правовым регулированием положения религиозных конфессий в&nbsp;Испании, в&nbsp;применении к&nbsp;Православным Церквам&nbsp;— как в&nbsp;отношении правового статуса самих православных образований, так и&nbsp;статуса их духовенства и&nbsp;их центров богослужения. В&nbsp;частности, автор анализирует возможность для Православных Церквей достичь общего соглашения о&nbsp;сотрудничестве с&nbsp;испанским государством, которое было бы выгодно для них,&nbsp;— такого соглашения, которое в&nbsp;настоящее время имеют иудеи, мусульмане и&nbsp;евангелисты.</p> 2022-08-02T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_2_Pavlyuk Особенности правового статуса священнослужителей в&nbsp;России 2022-08-02T15:47:35+03:00 Иоанн Павлюк pavluk.iv@gmail.com <p>В&nbsp;исследовании проведен анализ правового положения священ­нослужителей в&nbsp;соответствии с&nbsp;внешним церковным правом, то есть с&nbsp;действующим законодательством Российской Федерации. Священнослужители Русской Православной Церкви в&nbsp;России обладают всеми правами и&nbsp;свободами, гарантированными государством наравне с&nbsp;другими категориями граждан. Несмотря на то что Церковь отделена от государства, выявлены особенности правового статуса клириков, некоторые из них связаны с&nbsp;предоставлением особых прав (например, возможность посещения пациентов и&nbsp;лиц, лишенных свободы; клирики не могут быть допрошены в&nbsp;качестве свидетелей об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди), некоторые запрещают определенные виды деятельности (например, запрет предвыборной агитации).</p> 2022-08-02T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал