https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/issue/feed Сретенское слово: научный журнал 2022-10-31T18:49:51+03:00 иерей Игорь Иванов journal@sdamp.ru Open Journal Systems <p>«Сретенское слово» является научно-богословским журналом Сретенской духовной академии. Журнал создан с целью стать плодотворной средой для публикаций и обсуждения результатов современных исследований в области богословия, церковной истории и церковно-практических дисциплин. В редакционный совет журнала вошли различные церковные и светские ученые, представители разных городов России и ряда иностранных государств.</p> https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_Malinauskene Рецензия на книгу А. М. Камчатнова «Введение в изучение русского исторического словообразования» 2022-10-31T18:42:48+03:00 Надежда Малинаускене malinauskene@gmail.com <p>Предлагаемая рецензия посвящена новой книге профессора А. М. Камчатнова, заведующего кафедрой общего языкознания Московского педагогического государственного университета, представленной как учебное пособие, адресованное студентам, магистрантам и&nbsp;аспирантам филологических факультетов университетов и&nbsp;педагогических вузов. В&nbsp;рецензии отмечена убедительность обоснованного автором научно-педагогического и&nbsp;общекультурного значения исторического словообразования как науки, а&nbsp;также необходимости создания историко-словообразовательного словаря русского языка.</p> 2022-10-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_Zviadadze Учение древнейших отцов Церкви о церковной иерархии 2022-10-31T17:32:14+03:00 Георгий Звиададзе giorgi@globalmail.ge <p>В&nbsp;данной статье рассматривается вопрос о&nbsp;месте и&nbsp;значении церковной иерархии в&nbsp;жизни Православной Церкви, который с&nbsp;древнейших времен является весьма важным, так как он тесно связан со спасением человека и&nbsp;общества. Факт, что священная иерархия установлена Господом и&nbsp;что она находится в&nbsp;нераздельной связи с&nbsp;учреж­дением Церкви, прямо указан в&nbsp;первом и&nbsp;главном источнике&nbsp;— в&nbsp;Священном Писании, а&nbsp;также однозначно отражен в&nbsp;учении древних отцов Церкви, которые стали продолжателями и&nbsp;воплотителями Божест­венных повелений. В&nbsp;статье рассматривается ряд примеров из книг Ветхого и&nbsp;Нового Заветов о&nbsp;богоустановленности священной церковной иерархии, выделяется учение таких авторитетных церковных авторов, как св. Климент Римский, св. Игнатий Богоносец, св. Иоанн Златоуст, св. Дионисий Ареопагит. При подготовке статьи использовался древний Номоканон&nbsp;— также авторитетное свидетельство о&nbsp;преемственности в&nbsp;понимании богоучрежденности иерар­хического устроения Церкви. В&nbsp;заключении говорится о&nbsp;том, что церковную иерар­хию нельзя относить к&nbsp;разряду сугубо человеческих явлений, ибо она является богочеловеческой реальностью, имеющей сотериологическое значение, так как именно там, где существует истин­ная иерархия, там проявляется Божественный уклад и&nbsp;полнота даров Божественной благодати.</p> 2022-10-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_Ovcharenko Красота человеческой души как концепция античной философии 2022-10-31T18:01:42+03:00 Артем Овчаренко ovchaart@gmail.com <p>Начиная с&nbsp;1960-х гг. зарождается междисциплинарное направление «Богословская эстетика», которое обращается к&nbsp;красоте как богословской проблеме. Исходя из мировоззренческих установок, характерных для этого направления, ряд авторов приступают к&nbsp;реконструкции нравственно-богословской категории красоты в&nbsp;Античности и&nbsp;Средневековье. Одним из малоизученных вопросов остается тема красоты человеческой души. В&nbsp;статье предлагается краткий обзор концепций, связанных с&nbsp;осмыслением внутренней красоты человека в&nbsp;философской традиции Античности. В&nbsp;рассмотрение включены Платон, Аристотель, Плотин. На основании анализа отдельных фрагментов предлагается обобщающий вывод о&nbsp;том, что наблюдаемое у&nbsp;античных философов развитие концепций, связанных с&nbsp;красотой души, можно понимать скорее как эксплицитное развертывание посылов, заложенных в&nbsp;диалогах Платона.</p> 2022-10-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_Migalnikov Полемика святителя Григория Двоеслова с Константинопольскими патриархами вокруг титула «Вселенский» 2022-10-31T18:08:00+03:00 Алексей Мигальников migalnikov1990@gmail.com <p>Статья описывает содержание и&nbsp;ход полемики, развернувшейся на рубеже VI–VII вв. по поводу титула «Вселенский» (греч.&nbsp;οἰκου­μενικός; лат. universalis), полемики между Римскими папами Пелагием&nbsp;II (579–590) и&nbsp;Григорием Великим (590–604) и&nbsp;Константинопольскими патриархами Иоанном IV Постником (582–595) и&nbsp;Кириаком II (595–606). Источником для данного исследования послужили 17&nbsp;писем папы Григория различным лицам [S. Gregorii Magni Registrum, 1982]. При анализе посланий особое внимание уделено аргументам папы Григория о&nbsp;необходимости отказа патриарха от титула. По мнению ряда исследователей, источником негативного отношения Григория к&nbsp;титулу послужила не реальная опасность для Церкви, а&nbsp;расхождение в&nbsp;сути понятия «вселенский» на Востоке и&nbsp;на Западе. Тем не менее доводы, приводимые папой Григорием для обоснования своей позиции, остаются важным святоотеческим свидетельством о&nbsp;невозможности универсальной власти в&nbsp;Церкви, кроме власти ее главы Иисуса Христа. </p> 2022-10-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_Poduraev Анализ проблематики робоэтики в контексте православной антропологии 2022-10-31T18:38:27+03:00 Юрий Подураев poduraev@mail.ru <p>Проблематика робоэтики является актуальной темой, которая затрагивает все большее количество людей, регулярно взаимодействующих с&nbsp;этими интеллектуальными машинами в&nbsp;своей профессиональной деятельности, в&nbsp;домашней и&nbsp;личной жизни, при прохождении диагностических обследований и&nbsp;в&nbsp;ходе медицинских операций, при развлечениях и&nbsp;т. д. Разработчики современных роботов и&nbsp;систем искусственного интеллекта зачастую игнорируют глубокие этические аспекты, неминуемо возникающие в&nbsp;процессе роботизации и&nbsp;оказывающие существенное влияние на группы людей и&nbsp;конкретного человека. В&nbsp;настоящей статье анализируется проблематика робоэтики в&nbsp;контексте православной антропологии, когда в&nbsp;центре внимания находится человек, который был сотворен целостным, в&nbsp;совокупности разумной души и&nbsp;тела. В&nbsp;основу предлагаемого подхода положено двухчастное понимание природы человека, объединяющей в&nbsp;себе два начала: тело, относящееся к&nbsp;вещественному (физическому) миру, и&nbsp;душу, принадлежащая к&nbsp;духовному (невидимому) миру. Соответственно предлагается выделить две базовые группы робоэтических рисков, которые связаны с&nbsp;воздействием на физическую природу (тело) и&nbsp;на душевную сущности человека. Рассматривается интердисциплинарный характер робоэтики, которая формируется путем синергетики знаний и&nbsp;методов целого ряда фундаментальных направлений: интеллектуальной робототехники и&nbsp;информационных технологий, гуманитарных наук (философии, антропологии, этики, теологии, психологии и&nbsp;др.), медицины и&nbsp;нейробиологии. Важно отметить, что в&nbsp;течение многих десятилетий перечисленные сферы деятельности развивались весьма обособленно в&nbsp;научных, образовательных и&nbsp;прикладных аспектах. Показано, что робоэтические риски возникают на всех трех этапах при проектировании и&nbsp;внедрении роботов: на уровнях целей, технологий и&nbsp;систем. Приведен ряд примеров робоэтических рисков, которые типичны для современной робототехники. </p> 2022-10-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_Zinkovsky Святой князь Александр Невский как нравственный образец для начальствующих 2022-10-31T18:34:18+03:00 Кирилл Зинковский ierej.cyril@mail.ru <p>В&nbsp;данной статье на основе личностных характеристик святого князя Александра Невского, описанных в&nbsp;житийной литературе и&nbsp;других источниках, проводятся параллели со служением православных пастырей и&nbsp;светских руководителей. Автор рассматривает личность святого князя Александра как образец и&nbsp;пример для подражания церковных и&nbsp;светских начальствующих и&nbsp;обращает внимание на универсальные добродетели, которыми они должны обладать. Главным методом в&nbsp;определении богоугодного служения людям является избегание крайностей и&nbsp;стремление к&nbsp;святости как у&nbsp;светских, так и&nbsp;у церковных руководителей.</p> 2022-10-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_Kirillin Пересказ Похвалы Владимиру Святославичу, известной по «Повести временных лет» (996), от лица русского книжника середины XVI века 2022-10-31T18:14:47+03:00 Владимир Кириллин kirillin.v@sdamp.ru <p>Статья содержит анализ развёрнутого похвального раздела в&nbsp;&nbsp;Житии Владимира Святославича, составленном для «Степенной книги» на рубеже 50–60-х гг. XVI в. В&nbsp;ней выявляется и&nbsp;оценивается характер лексико-фразеологических и&nbsp;структурно-содержательных изменений, привнесённых в&nbsp;данный текст по сравнению с&nbsp;его литературными источниками, и&nbsp;таким образом определяются идейные задачи составителя жития.</p> 2022-10-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_Vasilik К проблеме нерукотворных образов Христа (об Александрийском Мандилионе) 2022-10-31T18:20:34+03:00 Владимир Василик fvasilik@mail.ru <p>Статья посвящена практически неизвестному в&nbsp;науке сю­жету&nbsp;— т. н. Александрийскому Мандилиону, сообщение о&nbsp;котором содержится в&nbsp;«Хронике» Иоанна Никиусского († 700). В&nbsp;научный оборот впервые вводится перевод с&nbsp;эфиопского фрагмента «Хроники», проводится его всесторонний анализ в&nbsp;контексте преданий о&nbsp;нерукотворных образах&nbsp;— Эдесском, Камулеанском, Римском, Мемфисском, Туринской плащанице. Рассказ об Александрийском Мандилионе имеет целый ряд точек соприкосновения c повествованиями о&nbsp;других нерукотворных образах. Рассказы, посвященные Нерукотворным образам, являются, на наш взгляд, не переводом литературных общих мест, а&nbsp;свидетелями живой веры Церкви в&nbsp;реликвии, связанные со Христом, и&nbsp;исходящих от них чудес, которые имеют сходный, но независимый друг от друга характер. Эти святые мощи не только подогрели веру христианского народа, но и&nbsp;помогли сформировать трезвый догматический менталитет, особенно представление о&nbsp;реальности Воплощения Христа, о&nbsp;возможности описать и&nbsp;постичь Его. На рубеже VI–VII вв. происходит своеобразная иконографическая «революция». Церковь отказывается от образов Христа как Эммануила, Доброго Пастыря и&nbsp;Христа-Философа и&nbsp;приходит к&nbsp;традиционному историческому образу Христа. Ученые справедливо видят здесь влияние эдесского нерукотворного изображения Христа. Но ситуация, возможно, была еще более сложной, и&nbsp;другие изображения Христа, сделанные не вручную, такие как Туринская плащаница и&nbsp;Александрийский Мандилион, могли повлиять на формирование традиционной иконографии «исторического» Христа. Мы имеем дело с&nbsp;целым духовным движением, которое отождествляло себя с&nbsp;апостольской эпохой и&nbsp;с Самим Христом, Его земной жизнью, страстями, смертью и&nbsp;воскресением.</p> 2022-10-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_Gvozdetskaya Образ святителя Григория Великого в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного 2022-10-31T18:29:45+03:00 Наталья Гвоздецкая ngvozd@yandex.ru <p>В&nbsp;статье анализируется образ святителя Григория Великого, созданный нортумбрийским монахом Бедой Достопочтенным (672–735) в&nbsp;его труде «Церковная история народа англов». Упоминая дипломатическую, пастырскую, писательскую, просветительскую де­ятельность святителя, Беда акцентирует его духовно-нравственные качества и&nbsp;аскезу, а&nbsp;также восприятие им монашества как пути к&nbsp;обожению человека. Пастырские заботы святителя представлены Бедой как особый вид церковного послушания, сочетающийся с&nbsp;глубоким смирением и&nbsp;молитвой. Значимым представляется Беде также опровержение святителем еретических взглядов, затемняющих Образ Божий. Свт. Григорий выступает в&nbsp;труде Беды как «пастырь добрый», обративший ко Христу языческий народ англов и&nbsp;ставший для них настоящим апостолом. При создании образа святителя Григория Беда обращается как к&nbsp;приемам античной риторики, так и&nbsp;к библейским цитатам и&nbsp;аллюзиям.</p> 2022-10-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал