https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/issue/feed Сретенское слово: научный журнал 2024-09-22T23:36:15+03:00 Георгий Борисов journal@sdamp.ru Open Journal Systems <p>«Сретенское слово» является научно-богословским журналом Сретенской духовной академии. С 27 мая 2024 г. журнал входит в перечень рецензируемых научных изданий <strong>Высшей аттестационной комиссии (ВАК)</strong> при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.</p> <p>Журнал создан с целью стать плодотворной средой для публикаций и обсуждения результатов современных исследований в области теоретической, исторической и практической теологии. В редакционный совет журнала вошли различные церковные и светские ученые, представители разных городов России и ряда иностранных государств.</p> <p> </p> https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_10_Fedorova Христианско-антропологические идеи в творчестве писателя Бориса Шергина (1893–1973) 2024-09-22T22:48:58+03:00 Юлия Федорова fedorowaiulia@yandex.ru <p>В&nbsp;статье анализируются христианско-антропологические идеи в&nbsp;творчестве писателя Бориса Шергина. Указывается их центральное место в&nbsp;дневниках писателя, выявляются основные источники этих идей. Делается вывод о&nbsp;том, что важнейшими из них являются ключевые христианские идеи о&nbsp;человеке как образе и&nbsp;подобии Божием и&nbsp;о&nbsp;природе человека как богоустановленной иерархии телесного, душевного и&nbsp;духовного начал. Среди осмысляемых в&nbsp;дневниках черт образа Божия в&nbsp;человеке наибольшее внимание уделяется идее личности, наделенности человека умом или духом, а&nbsp;также способности к&nbsp;творчеству. В&nbsp;статье показывается внутреннее идейное единство не опубликованных при жизни автора дневниковых записей и&nbsp;заметок и&nbsp;опубликованных художественных произведений, общая христианско-антропологическая основа написанного.</p> 2024-09-22T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_10_Boesh Миротворческий фактор в румыно-советских церковных отношениях в 1950–1960-е годы 2024-09-22T22:55:23+03:00 Георгий Боеш georgeboesh@mail.ru <p>Статья посвящена миротворческому аспекту отношений Румынской и&nbsp;Русской Православных Церквей в&nbsp;один из наиболее тяжелых периодов их существования, сопровождавшийся политической войной с&nbsp;духовенством и&nbsp;верующими и&nbsp;усилением антирелигиозной пропаганды. На фоне роста внешнеполитической напряженности и&nbsp;эскалации гонки вооружений советское руководство стремилось активно использовать через Московскую Патриархию Румынскую Церковь и&nbsp;ее иерархию для укрепления своих позиций на международной арене и&nbsp;в&nbsp;противостоянии с&nbsp;НАТО. Активная работа Румынской Церкви в&nbsp;просоветских международных религиозных и&nbsp;светских организациях (Христианской мирной конференции, Международном христианском движении в&nbsp;защиту мира, Всемирном конгрессе за разоружение и&nbsp;международное сотрудничество, Всемирном совете мира) сопровождалась регулярными консультациями с&nbsp;Московской Патриархией, а&nbsp;патриарх Юстиниан публично поддерживал миротворческие заявления патриарха Алексия и&nbsp;Священного Синода. По инициативе предстоятеля Румынской Церкви патриарх Алексий 31 мая&nbsp;— 4 июня 1962 г. в&nbsp;ходе поездки по социалистическим странам посетил Румынию с&nbsp;официальным визитом. По итогам визита было принято совместное заявление с&nbsp;призывом к&nbsp;скорейшему заключению соглашения о&nbsp;запрете ядерных и&nbsp;водородных испытаний и&nbsp;осуждением американских и&nbsp;английских ядерных операций. Период 1958–1964 гг. наглядно продемонстрировал полную несамостоятельность и&nbsp;управляемость церковных деятелей в&nbsp;миротворческой кампании, однако именно это направление оставалось единственным одобряемым властями средством взаимодействия Русской и&nbsp;Румынской Церквей. </p> 2024-09-22T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_10_Stepanov Храм Воскресения Христова в Хакодате в контексте дипломатической деятельности русского консульства (1856–1865) 2024-09-22T23:08:30+03:00 Андрей Степанов andamer@rambler.ru <p>Статья посвящена миссионерскому значению первого православного храма в&nbsp;Японии, построенного при российском консульстве в&nbsp;Хакодате в&nbsp;1859 г. На основе архивных документов освещена деятельность консульского священника (1856): осуществление религиозных потребностей членов Миссии, окормление команд военных и&nbsp;коммерческих судов, изучение японских религий и&nbsp;наблюдение за миссионерской деятельностью католиков и&nbsp;протестантов для дальнейшего распространения Православия. Раскрывается ответ на вопрос, как зародилась идея консульского и&nbsp;одновременно миссионерского храма и&nbsp;какие действия были предприняты для ее реализации российскими императорами (Николаем I и&nbsp;Александром II), государственными органами (Амурским комитетом, Азиатским департаментом МИД, Морским министерством, Обер-прокурором, членами Святейшего Синода). Показано место консульского храма в&nbsp;системе других посольских церквей и&nbsp;преемственность в&nbsp;миссионерском служении его первых священников. Обосновывается преемственность между дипломатической деятельностью Е. В. Путятина и&nbsp;миссионерской миссией русского консула И. А. Гошкевича и&nbsp;молодого иеромонаха Николая (Касаткина).</p> 2024-09-22T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_10_Malinauskene Из истории слов «миро» и «мирра» в русском языке 2024-09-22T23:29:21+03:00 Надежда Малинаускене malinauskene@gmail.com <p>В&nbsp;предлагаемой статье исследуется история слов миро и&nbsp;мирра с&nbsp;учетом их этимологии. Рассматривается семантика терминов в&nbsp;языке-­источнике и&nbsp;в&nbsp;истории русского языка. Привлекаются также материалы, связанные со словом смирна, синонимом существительного мирра. </p> 2024-09-22T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_10_Goldman Богословские, психологические и философские основания использования экспертного метода для оценки качества библейского перевода 2024-09-22T23:32:27+03:00 Анатолий Гольдман goldmanru@rambler.ru <p>В&nbsp;статье рассмотрен экспертный метод оценки качества перевода с&nbsp;богословских, психологических, аксиологических и&nbsp;гносеологических позиций. Экспертный метод относится к&nbsp;квалиметрическим методам оценки качества переводов, и&nbsp;ранее так или иначе он рассматривался в&nbsp;связи с&nbsp;аксиологией, гносеологией и&nbsp;частично с&nbsp;некоторыми аспектами психологии. Однако подведение под имеющиеся исследования богословского базиса ранее не проводилось, хотя именно богословие позволяет более цельно взглянуть на основные проблемы экспертного метода, в&nbsp;частности, было выявлено позитивное влияние аскетического делания на психологическое состояние человека, на повышение объективности получаемых результатов. Соотнесение экспертного метода с&nbsp;аксиологией позволило рассмотреть его через категории личностного и&nbsp;общественного смысла ценностей, а&nbsp;проведение параллелей с&nbsp;этапами психологического акта оценивания дополнительно акцентировало степень возможного влияния личных и&nbsp;общественных ценностей на итоговую оценку библейского перевода.</p> 2024-09-22T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_10_Kurochkin Феномен духовного бессознательного в логотерапии Виктора Франкла и попытка его осмысления в рамках святоотеческой антропологии 2024-09-22T23:36:15+03:00 Алексей Курочкин kuro4kin13@gmail.com <p>Логотерапия Виктора Франкла нередко представляется как один из самых близких для православного мировоззрения психологических подходов к&nbsp;лечению личностных расстройств, в&nbsp;частности ноогенного невроза, который проявляется в&nbsp;потере смысла жизни. Понятие духовное бессознательное, предложенное В. Франклом, является одним из ключевых в&nbsp;его антропологии, однако на данный момент отсутствуют работы, посвященные его детальному исследованию. В&nbsp;статье приводится попытка святоотеческого рассмотрения данного феномена и&nbsp;его проявлений: совести, любви, творчества. Это может способствовать выявлению точек соприкосновения и&nbsp;расхождения святоотеческой и&nbsp;франкловской антропологических моделей, а&nbsp;также принятию взвешенного решения при выборе логотерапии или некоторых ее приемов для пастырской практики.</p> 2024-09-22T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_10_Glazkov_Khrapov Человек техногенной цивилизации и перспективы его духовного развития 2024-09-22T22:32:58+03:00 Александр Глазков alpglazkov@yandex.ru Сергей Храпов khrapov.s.a.aspu@gmail.com <p>Проблема духовного развития человечества в современную эпоху приобретает особое значение. Человек по своей сути является духовным существом, и от того, как он понимает духовность, какие он устанавливает для себя духовные идеалы, ценности, нормы и правила, зависит его будущее. «Человек техногенный» появляется в результате разрушения традиционных культурно-аксиологических констант, которое происходит в процессе модернизации, приобретающей в настоящее время глобальный характер. Как антропофеномен он представляет собой продукт конкретной духовной ситуации. Конструируемый им тип общества отличается стремлением технологизировать все сферы его жизни. В данных условиях естественное для человека стремление к совершенствованию, развитию также технологизируется и приобретает весьма своеобразные формы. Усилия сосредотачиваются на трансформации, «улучшении» человека (human enhancement), которое предполагает прежде всего техническое обретение им новых сверхординарных психофизических возможностей. В этой связи объективное понимание духовного развития человека как исправление нравственных несовершенств и недостатков позволяет внести ясность в понимание, что в действительности представляет собой «улучшение» человека. Здесь могут быть обозначены точки сотрудничества светских наук и теологии.</p> 2024-09-22T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_10_Nikonovitch Методологические проблемы зарубежного религиоведения XIX–XX вв. 2024-09-22T22:38:42+03:00 Наталья Никонович ol_ra@list.ru <p>Методология религиоведения является сложным структурным образованием, претерпевшим различные изменения в&nbsp;результате своей эволюции. Концепции зарубежного религиоведения XIX–XX вв. сформировали теоретико-методологический каркас генезиса и&nbsp;развития наук о&nbsp;религии. Теоретический анализ показывает, что нелинейность и&nbsp;бифуркационность как свойства развития присущи в&nbsp;том числе и&nbsp;религиоведческим наукам, которые не подчиняются строгим закономерностям развития. Теоретико-методологическое многообразие, о&nbsp;котором пишут исследователи, является неотъемлемой частью религиоведения как науки. Вопрос о&nbsp;методологии и&nbsp;методах исследования является дискуссионным в&nbsp;современном проблемном поле религиоведения. Это касается как зарубежного, так и&nbsp;отечественного религиоведения. Проблематизируются концептуальные основания религиоведения, его теоретическая матрица, базовые принципы религиоведческого познания. Другой методологической проблемой является диффузность религиоведения как научной дисциплины. Учитывая весь плюрализм относительно методологических практик и&nbsp;методологических процедур религиоведения, учеными в&nbsp;последние десятилетия разрабатывается концепция метарелигиоведения. Развитие научных религиоведческих школ на настоящем этапе сопряжено с&nbsp;необходимостью продуцирования системных концептуальных подходов в&nbsp;гуманитарном познании, новых моделей осмысления религиозной реальности, разработке новой концепции религии с&nbsp;учетом всей многомерности культурно-цивилизационных, религиозных, субстанциальных составляющих. Также развитие новых форм религиоведческого знания, наук о&nbsp;религии заключается в&nbsp;выдвижении новых исследовательских направлений в&nbsp;области философии и&nbsp;эпистемологии религии, междисциплинарных проблем гуманитарного познания.</p> 2024-09-22T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_10_Ovcharenko Использование понятия красоты при описании мистического опыта в греческой патристике 2024-09-22T22:44:58+03:00 Артемий Овчаренко ovchaart@gmail.com <p>Гносеологические возможности человека&nbsp;— один из важных вопросов богословия. В&nbsp;Священном Предании Восточной Церкви утверждается способность человека к&nbsp;мистическому познанию, т.&nbsp;е. к&nbsp;прямому познанию Бога, не опосредованному ни эстетическим наблюдением внешнего мира, ни интроспективным наблюдением внутреннего мира души. Актуальной видится задача обособления нормативного в&nbsp;православной традиции мистического опыта от нехристианской мистики. В&nbsp;статье анализируется использование понятия Божественной красоты в&nbsp;мистическом богословии греческой патристики. Показывается, что начиная с&nbsp;Великих Каппадокийцев понятие приобретает характер полифункционального богословского средства. Оно используется в&nbsp;мистическом богословии греческих отцов для описания опыта, какой человек испытывает при непосредственном переживании Бога. Делаются обобщающие выводы о&nbsp;характеристиках мистического опыта, который следует считать нормативным с&nbsp;точки зрения авторов греческой патристики.</p> 2024-09-22T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журнал