https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/issue/feedСретенское слово: научный журнал2024-03-12T12:59:23+03:00Георгий Борисовjournal@sdamp.ruOpen Journal Systems<p>«Сретенское слово» является научно-богословским журналом Сретенской духовной академии. Журнал создан с целью стать плодотворной средой для публикаций и обсуждения результатов современных исследований в области богословия, церковной истории и церковно-практических дисциплин. В редакционный совет журнала вошли различные церковные и светские ученые, представители разных городов России и ряда иностранных государств.</p>https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_8_KolesnikovПоэтическое и литургическое творчество в богословии В. Н. Лосского2024-03-12T11:36:45+03:00Сергей КолесниковSkolesnikov2015@yandex.ru<p>В данной статье автор ставит перед собой цель рассмотреть взаимодействие поэтического и литургического аспектов в богословском наследии известного русского православного богослова Владимира Николаевича Лосского. Соотношение этих составляющих определяет своеобразие поэтики Лосского, которая обрела такие духовно-эстетические особенности и художественные средства, которые позволяют усилить воздействие богословских идей. Важным в изучении творчества В. Н. Лосского становится выявление специфики поэтики и образности языка ученого, неизбывно включенных в богословский контекст. Особое место в построении богословской системы Лосского занимает музыкальность как богословский ресурс, научающий особому типу духовно-эстетического поведения. Результатом единения поэтического и литургического становится подлинно духовная красота, призываемая в мир через ее богословское осмысление. Именно духовная красота порождает благодарение за возможность восприятия красоты, возникновение радости от присутствия духовно-прекрасного в том месте, где человек открывает себя Богу, встречается с Божественным.</p>2024-03-12T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_8_BolotovaПроблема человекоразмерности научной методологии2024-03-12T12:24:22+03:00Екатерина Болотоваkbolotova@list.ru<p>Данная статья посвящена анализу ценностного критерия научного познания, вытекающего из принципа «человекоразмерности» научной методологии в постнеклассической парадигме современной науки. В отличие от классического периода, стремящегося к независимости результата научного познания от познающего субъекта, наука с начала XX века вынуждена признать не только неразрывность связи между результатом познания и познавательными способностями человека, но и взаимосвязь науки со всеми формами духовной жизни общества. Тем не менее при все возрастающем интересе к религии и духовным вопросам в решении практических задач определяющим для человеческого сообщества является «научный» «рациональный» критерий, будь то биоэтические проблемы или построение моделей устройства вселенной. Мы все еще мыслим в категориях «двойственной истины» западной средневековой философии. В статье предпринята попытка применения термина «человекоразмерность» к обоснованию определяющего характера духовной природы (в том числе познавательных способностей) человека в отношении к получаемому знанию. Проблемное поле статьи заключается в следующем: поскольку наука является «человекоразмерной», то есть определенной ценностными особенностями познающей личности, то что в свою очередь должно являться критерием «человекоразмерности»? На этот вопрос есть ответ в православной антропологии: человек — образ и подобие Божие. По убеждению автора, только при усвоении и методологическом применении такого нравственного критерия к любому познавательному процессу возможно получение истинного знания в каждой сфере духовной деятельности человека.</p>2024-03-12T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_8_VelchevМожно ли сформулировать научный аргумент о существовании Бога? Часть III2024-03-12T12:29:03+03:00Валентин Велчевvelchev11@abv.bg<p>Споры о происхождении Вселенной между сторонниками гипотезы эволюции и христианства регулярно возобновляются. Основное мировоззрение жизненно важно для человека: без него он потерялся бы в бессмысленном многообразии различных научных теорий, эмпирических данных и философских спекуляций. В идеале наука призвана получать знания о природе, а религия — решать вопросы мировоззрения, а также вопросы морали. Однако начиная с эпохи Просвещения и до наших дней атеисты пытаются использовать науку для обоснования своих светских взглядов и противопоставления этих взглядов христианству. В третьей части предлагаемой статьи рассматривается тема возможности эмпирической проверки эволюционной и библейской космологических моделей происхождения Вселенной.</p>2024-03-12T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_8_Marsheva_TsyrelchukПневматология анафоры святителя Василия Великого (герменевтический анализ русского текста)2024-03-12T12:38:25+03:00Лариса Маршеваhaufen@mail.ruКонстантин Цырельчукtsyrelchukk@gmail.com<p>На современном этапе имеется корпус литургических текстов на русском языке, переведенных с греческого либо с церковнославянского языков. Их герменевтический анализ с точки зрения богословия и филологии позволяет, с одной стороны, выявить исходный смысл текста, а с другой — рассмотреть его трансформации после перевода. В данной статье на материале анафоры святителя Василия Великого анализируется учение о Святом Духе этого святого, а также соответствие русского текста евхаристической молитвы исходному греческому оригиналу и его церковнославянской версии. </p>2024-03-12T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_8_SerzhantovК методологии аскетического богословия2024-03-12T12:43:39+03:00Павел Сержантовnepsis@yandex.ru<p>В современной православной богословской литературе достаточно активно обсуждается тема методологии теологических исследований. Теологи используют общенаучные методы, в том числе гуманитарных и социальных наук. Разумеется, используют и общебогословские методы, формулируют представления о методах в отдельных богословских науках: библеистике, патрологии и т.д. В данной публикации обсуждаются возможности выявить и проанализировать теологические методы исихастской аскетики. Выявление методов в аскетическом дискурсе предлагается реализовывать на обширном письменном наследии святителя Феофана Затворника, значительного богослова, подвижника-исихаста XIX в. Перечисляется ряд методов, которые имели место в аскетических текстах святителя Феофана, даются краткие комментарии по каждому методу. Из этих методов особое внимание обращено на метод «лествицы» и метод синергии. </p>2024-03-12T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_8_VoynovБогословское осмысление современных биомедицинских технологий2024-03-12T12:46:17+03:00Вячеслав Войновvyacheslav.voynov@gmail.com<p>В рамках данной статьи автором предпринята попытка богословского осмысления современных биомедицинских технологий. Наблюдаемые в настоящее время активная цифровизация и внедрение современных технологий в медицину по своей сути ориентированы на ее совершенствование и предназначены для существенного развития возможностей врача в диагностике и лечении заболеваний. Однако зачастую в основе внедряемых в медицину технических решений лежат те же технологии, на которые ориентируется в своем развитии идеология киборгизации и трансгуманизма: большие данные, искусственный интеллект, робототехника. Эти технологии, направленные сегодня на благие цели, в определенный момент могут стать инструментом в «усовершенствовании» человеческой природы и реализации технологического или «цифрового» бессмертия. Со стремительным развитием секуляризованного мира и все возрастающей уверенностью в человеческих возможностях эта грань между переходом от добра к злу становится все тоньше и тоньше. Единственное, что может, по мнению автора, способствовать предотвращению этого технологического апокалипсиса, это осознание человеком своего истинного предназначения, заключающегося в достижении подобия Божия. Без корректного понимания человеческой природы, основанного на православной антропологии, невозможно корректное развитие современных биомедицинских технологий. В статье в качестве примера искаженному взгляду на человеческое тело, имеющему место быть в трансгуманизме, противопоставляется святоотеческое учение Православной Церкви. Именно Православная Церковь сегодня как никогда должна быть тем руслом, которое способно корректно направлять развитие человеческой мысли на благо человечества.</p>2024-03-12T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_8_GorozhaninaПравославная Русь и Римско-католическая церковь в ХIII веке: к вопросу об их взаимоотношениях2024-03-12T12:32:17+03:00Марина Горожанинаmary_clio@list.ru<p>В данной статье рассматривается один из сложных периодов в русской истории ХIII в. Основное внимание уделено освещению двух вопросов: 1) рассмотрению различных методологических подходов к изучению взаимоотношений православной Руси и католического Рима; 2) проблеме выбора святого князя Александра Невского. Исследование базируется на принципе православного понимания истории, методах текстологического и историко-сравнительного анализа. В статье предпринимается попытка на основе изучения исторических документов опровергнуть популярные сегодня в среде либеральных историков тезисы об отношениях между русскими православными и католиками в ХIII в. Значительное место в работе занимает и освещение истинных целей католического Рима. В данной статье также акцентируется внимание на важной роли благоверного князя Александра Невского, а также других русских князей, которые отказались от принятия католичества и тем самым способствовали сохранению духовной независимости Древней Руси. В конце исследования делается вывод об отсутствии со стороны католического Рима бескорыстного желания помочь Русским землям в борьбе с монголо-татарскими завоевателями. Принятие католической веры означало бы для Руси не только политическую зависимость от Запада, но и потерю своей идентичности.</p>2024-03-12T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_8_TsvetkovРоль России в споре о святых местах как одна из предпосылок Крымской войны 1853–856 годов2024-03-12T12:35:35+03:00Яков ЦветковTcvetkovJakov-96@yandex.ru<p>В данной статье поднимается тема «восточного вопроса» и роли России в борьбе великих держав за обладание святыми местами Палестины. Актуальность темы связана с тем, что ежегодно в научный круг вводятся новые данные из российских и зарубежных архивов. В статье делается попытка проследить историю развития «восточного вопроса» и рассмотреть роль России в его решении. В основу исследования положены дневниковые записи еп. Порфирия (Успенского), а также дневниковые записи современников рассматриваемых событий и дипломатические документы того времени. </p>2024-03-12T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_8_ChervyakovОбзор XVIII Лосевских чтений «Поминайте учителей и наставников ваших…» (К 130-летию А. Ф. Лосева)2024-03-12T12:49:29+03:00Николай Червяковkola.cska2@mail.ru<p>В публикации представлен обзор XVIII Лосевских чтений «Поминайте учителей и наставников ваших…» (К 130-летию А. Ф. Лосева), прошедших 17–19 октября 2023 г. в Библиотеке-музее «Дом А. Ф. Лосева». Работа конференции была разделена на девять заседаний, посвященных разным аспектам творчества русского философа. В докладах участников были рассмотрены такие темы, как: Лосев и античное наследие; Лосев как диалектик и богослов; Лосев в кругу советских и эмигрантских философов; философия имени Лосева; поэтическое и эстетическое наследие Лосева; историософские воззрения Лосева и др. Лейтмотивом конференции послужила тема «учитель — ученик» в жизни и творчестве Лосева. </p>2024-03-12T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Сретенское слово: научный журнал