https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/issue/feedСретенское слово: научный журнал2022-10-31T18:49:51+03:00иерей Игорь Ивановjournal@sdamp.ruOpen Journal Systems<p>«Сретенское слово» является научно-богословским журналом Сретенской духовной академии. Журнал создан с целью стать плодотворной средой для публикаций и обсуждения результатов современных исследований в области богословия, церковной истории и церковно-практических дисциплин. В редакционный совет журнала вошли различные церковные и светские ученые, представители разных городов России и ряда иностранных государств.</p>https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_MalinauskeneРецензия на книгу А. М. Камчатнова «Введение в изучение русского исторического словообразования»2022-10-31T18:42:48+03:00Надежда Малинаускенеmalinauskene@gmail.com<p>Предлагаемая рецензия посвящена новой книге профессора А. М. Камчатнова, заведующего кафедрой общего языкознания Московского педагогического государственного университета, представленной как учебное пособие, адресованное студентам, магистрантам и аспирантам филологических факультетов университетов и педагогических вузов. В рецензии отмечена убедительность обоснованного автором научно-педагогического и общекультурного значения исторического словообразования как науки, а также необходимости создания историко-словообразовательного словаря русского языка.</p>2022-10-31T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_ZviadadzeУчение древнейших отцов Церкви о церковной иерархии2022-10-31T17:32:14+03:00Георгий Звиададзеgiorgi@globalmail.ge<p>В данной статье рассматривается вопрос о месте и значении церковной иерархии в жизни Православной Церкви, который с древнейших времен является весьма важным, так как он тесно связан со спасением человека и общества. Факт, что священная иерархия установлена Господом и что она находится в нераздельной связи с учреждением Церкви, прямо указан в первом и главном источнике — в Священном Писании, а также однозначно отражен в учении древних отцов Церкви, которые стали продолжателями и воплотителями Божественных повелений. В статье рассматривается ряд примеров из книг Ветхого и Нового Заветов о богоустановленности священной церковной иерархии, выделяется учение таких авторитетных церковных авторов, как св. Климент Римский, св. Игнатий Богоносец, св. Иоанн Златоуст, св. Дионисий Ареопагит. При подготовке статьи использовался древний Номоканон — также авторитетное свидетельство о преемственности в понимании богоучрежденности иерархического устроения Церкви. В заключении говорится о том, что церковную иерархию нельзя относить к разряду сугубо человеческих явлений, ибо она является богочеловеческой реальностью, имеющей сотериологическое значение, так как именно там, где существует истинная иерархия, там проявляется Божественный уклад и полнота даров Божественной благодати.</p>2022-10-31T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_OvcharenkoКрасота человеческой души как концепция античной философии2022-10-31T18:01:42+03:00Артем Овчаренкоovchaart@gmail.com<p>Начиная с 1960-х гг. зарождается междисциплинарное направление «Богословская эстетика», которое обращается к красоте как богословской проблеме. Исходя из мировоззренческих установок, характерных для этого направления, ряд авторов приступают к реконструкции нравственно-богословской категории красоты в Античности и Средневековье. Одним из малоизученных вопросов остается тема красоты человеческой души. В статье предлагается краткий обзор концепций, связанных с осмыслением внутренней красоты человека в философской традиции Античности. В рассмотрение включены Платон, Аристотель, Плотин. На основании анализа отдельных фрагментов предлагается обобщающий вывод о том, что наблюдаемое у античных философов развитие концепций, связанных с красотой души, можно понимать скорее как эксплицитное развертывание посылов, заложенных в диалогах Платона.</p>2022-10-31T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_MigalnikovПолемика святителя Григория Двоеслова с Константинопольскими патриархами вокруг титула «Вселенский»2022-10-31T18:08:00+03:00Алексей Мигальниковmigalnikov1990@gmail.com<p>Статья описывает содержание и ход полемики, развернувшейся на рубеже VI–VII вв. по поводу титула «Вселенский» (греч. οἰκουμενικός; лат. universalis), полемики между Римскими папами Пелагием II (579–590) и Григорием Великим (590–604) и Константинопольскими патриархами Иоанном IV Постником (582–595) и Кириаком II (595–606). Источником для данного исследования послужили 17 писем папы Григория различным лицам [S. Gregorii Magni Registrum, 1982]. При анализе посланий особое внимание уделено аргументам папы Григория о необходимости отказа патриарха от титула. По мнению ряда исследователей, источником негативного отношения Григория к титулу послужила не реальная опасность для Церкви, а расхождение в сути понятия «вселенский» на Востоке и на Западе. Тем не менее доводы, приводимые папой Григорием для обоснования своей позиции, остаются важным святоотеческим свидетельством о невозможности универсальной власти в Церкви, кроме власти ее главы Иисуса Христа. </p>2022-10-31T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_PoduraevАнализ проблематики робоэтики в контексте православной антропологии2022-10-31T18:38:27+03:00Юрий Подураевpoduraev@mail.ru<p>Проблематика робоэтики является актуальной темой, которая затрагивает все большее количество людей, регулярно взаимодействующих с этими интеллектуальными машинами в своей профессиональной деятельности, в домашней и личной жизни, при прохождении диагностических обследований и в ходе медицинских операций, при развлечениях и т. д. Разработчики современных роботов и систем искусственного интеллекта зачастую игнорируют глубокие этические аспекты, неминуемо возникающие в процессе роботизации и оказывающие существенное влияние на группы людей и конкретного человека. В настоящей статье анализируется проблематика робоэтики в контексте православной антропологии, когда в центре внимания находится человек, который был сотворен целостным, в совокупности разумной души и тела. В основу предлагаемого подхода положено двухчастное понимание природы человека, объединяющей в себе два начала: тело, относящееся к вещественному (физическому) миру, и душу, принадлежащая к духовному (невидимому) миру. Соответственно предлагается выделить две базовые группы робоэтических рисков, которые связаны с воздействием на физическую природу (тело) и на душевную сущности человека. Рассматривается интердисциплинарный характер робоэтики, которая формируется путем синергетики знаний и методов целого ряда фундаментальных направлений: интеллектуальной робототехники и информационных технологий, гуманитарных наук (философии, антропологии, этики, теологии, психологии и др.), медицины и нейробиологии. Важно отметить, что в течение многих десятилетий перечисленные сферы деятельности развивались весьма обособленно в научных, образовательных и прикладных аспектах. Показано, что робоэтические риски возникают на всех трех этапах при проектировании и внедрении роботов: на уровнях целей, технологий и систем. Приведен ряд примеров робоэтических рисков, которые типичны для современной робототехники. </p>2022-10-31T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_ZinkovskyСвятой князь Александр Невский как нравственный образец для начальствующих2022-10-31T18:34:18+03:00Кирилл Зинковскийierej.cyril@mail.ru<p>В данной статье на основе личностных характеристик святого князя Александра Невского, описанных в житийной литературе и других источниках, проводятся параллели со служением православных пастырей и светских руководителей. Автор рассматривает личность святого князя Александра как образец и пример для подражания церковных и светских начальствующих и обращает внимание на универсальные добродетели, которыми они должны обладать. Главным методом в определении богоугодного служения людям является избегание крайностей и стремление к святости как у светских, так и у церковных руководителей.</p>2022-10-31T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_KirillinПересказ Похвалы Владимиру Святославичу, известной по «Повести временных лет» (996), от лица русского книжника середины XVI века2022-10-31T18:14:47+03:00Владимир Кириллинkirillin.v@sdamp.ru<p>Статья содержит анализ развёрнутого похвального раздела в Житии Владимира Святославича, составленном для «Степенной книги» на рубеже 50–60-х гг. XVI в. В ней выявляется и оценивается характер лексико-фразеологических и структурно-содержательных изменений, привнесённых в данный текст по сравнению с его литературными источниками, и таким образом определяются идейные задачи составителя жития.</p>2022-10-31T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_VasilikК проблеме нерукотворных образов Христа (об Александрийском Мандилионе)2022-10-31T18:20:34+03:00Владимир Василикfvasilik@mail.ru<p>Статья посвящена практически неизвестному в науке сюжету — т. н. Александрийскому Мандилиону, сообщение о котором содержится в «Хронике» Иоанна Никиусского († 700). В научный оборот впервые вводится перевод с эфиопского фрагмента «Хроники», проводится его всесторонний анализ в контексте преданий о нерукотворных образах — Эдесском, Камулеанском, Римском, Мемфисском, Туринской плащанице. Рассказ об Александрийском Мандилионе имеет целый ряд точек соприкосновения c повествованиями о других нерукотворных образах. Рассказы, посвященные Нерукотворным образам, являются, на наш взгляд, не переводом литературных общих мест, а свидетелями живой веры Церкви в реликвии, связанные со Христом, и исходящих от них чудес, которые имеют сходный, но независимый друг от друга характер. Эти святые мощи не только подогрели веру христианского народа, но и помогли сформировать трезвый догматический менталитет, особенно представление о реальности Воплощения Христа, о возможности описать и постичь Его. На рубеже VI–VII вв. происходит своеобразная иконографическая «революция». Церковь отказывается от образов Христа как Эммануила, Доброго Пастыря и Христа-Философа и приходит к традиционному историческому образу Христа. Ученые справедливо видят здесь влияние эдесского нерукотворного изображения Христа. Но ситуация, возможно, была еще более сложной, и другие изображения Христа, сделанные не вручную, такие как Туринская плащаница и Александрийский Мандилион, могли повлиять на формирование традиционной иконографии «исторического» Христа. Мы имеем дело с целым духовным движением, которое отождествляло себя с апостольской эпохой и с Самим Христом, Его земной жизнью, страстями, смертью и воскресением.</p>2022-10-31T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_3_GvozdetskayaОбраз святителя Григория Великого в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного2022-10-31T18:29:45+03:00Наталья Гвоздецкаяngvozd@yandex.ru<p>В статье анализируется образ святителя Григория Великого, созданный нортумбрийским монахом Бедой Достопочтенным (672–735) в его труде «Церковная история народа англов». Упоминая дипломатическую, пастырскую, писательскую, просветительскую деятельность святителя, Беда акцентирует его духовно-нравственные качества и аскезу, а также восприятие им монашества как пути к обожению человека. Пастырские заботы святителя представлены Бедой как особый вид церковного послушания, сочетающийся с глубоким смирением и молитвой. Значимым представляется Беде также опровержение святителем еретических взглядов, затемняющих Образ Божий. Свт. Григорий выступает в труде Беды как «пастырь добрый», обративший ко Христу языческий народ англов и ставший для них настоящим апостолом. При создании образа святителя Григория Беда обращается как к приемам античной риторики, так и к библейским цитатам и аллюзиям.</p>2022-10-31T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022 Сретенское слово: научный журнал