https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/issue/feed Сретенское слово: научный журнал 2025-01-10T19:17:13+03:00 Георгий Борисов journal@sdamp.ru Open Journal Systems <p>«Сретенское слово» является научно-богословским журналом Сретенской духовной академии. С 27 мая 2024 г. журнал входит в перечень рецензируемых научных изданий <strong>Высшей аттестационной комиссии (ВАК)</strong> при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.</p> <p>Журнал создан с целью стать плодотворной средой для публикаций и обсуждения результатов современных исследований в области теоретической, исторической и практической теологии. В редакционный совет журнала вошли различные церковные и светские ученые, представители разных городов России и ряда иностранных государств.</p> <p> </p> https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_07_Shamshurin Проблема идентичности (самотождества) человека: богословие и политика 2025-01-10T19:04:29+03:00 Виктор Шамшурин Shamshuriny2@mail.ru <p>Роль человека в&nbsp;познании&nbsp;— главный вопрос как в&nbsp;философии, так и&nbsp;в&nbsp;богословии. Центральный он и&nbsp;в&nbsp;политической науке, а&nbsp;также в&nbsp;социологии. Начиная с&nbsp;Платона проблема познания рассматривается как таинственная приобщенность, причастность человека к&nbsp;устойчивому, постоянному знанию, как сущностный аспект человека, показатель его здоровья и&nbsp;на личном, и&nbsp;на общественно-политическом уровнях, и&nbsp;даже на уровне биологическом, физиологическом. Однако существеннейшее и&nbsp;всестороннее развитие тема целостности познания как единства (Бога, человека, вообще творения, при всем его многообразии, сложности и&nbsp;многосоставности) получила в&nbsp;патристике: в&nbsp;трудах великих каппадокийцев, особенно у&nbsp;свт. Григория Нисского, в&nbsp;сочинениях прп. Максима Исповедника, в&nbsp;«Ареопагитском корпусе». Рассматривалась она в&nbsp;XV в. римским кардиналом и&nbsp;мыслителем Николаем Кузанским. Особо же значимой оказалась тема целостности познания в&nbsp;русской философии, для славянофилов, прежде всего для А. С. Хомякова, который тему единства и&nbsp;самосущности чего бы то ни было рассматривал в&nbsp;контексте соборности. В. С. Соловьев, наиболее значимый классик «метафизики всеединства», способ устроения бытия понимает как единство не за счет всех или в&nbsp;ущерб им, а&nbsp;для пользы всех. Он описал и&nbsp;ложное, отрицательное единство, подавляющее или поглощающее входящие в&nbsp;него элементы, в&nbsp;противовес истинному бытию, которое сохраняет и&nbsp;усиливает эти элементы, осуществляясь в&nbsp;них как полнота бытия.</p> 2025-01-10T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_08_Boguta Архиепископ Иоанн (Шаховской) и Жак Маритен: общие линии в осмыслении естественного права 2025-01-10T19:13:54+03:00 Дмитрий Богута boguta68@gmail.com <p>В&nbsp;статье разбираются взгляды двух христианских мыслителей XX в.&nbsp;— архиеп. Иоанна (Шаховского) и&nbsp;Жака Маритена&nbsp;— на значение естественного права для построения христианского общества. Естественное право, данное человеку Богом при создании, помимо прочего, имеет фундаментальное значение именно в&nbsp;жизни конкретного человека и&nbsp;его месте в&nbsp;обществе. Именно осознание того, что Первопричина естественного права есть Бог, а&nbsp;также осознание каждым человеком важности личного диалога с&nbsp;Ним, в&nbsp;итоге является надежным фундаментом для построения христианского общества.</p> 2025-01-10T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_09_Starunov Гимнография Иоанна Грозного: Стихиры на Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Герменевтический анализ церковнославянского текста 2025-01-10T19:17:13+03:00 Иван Старунов ioann.starunov@bk.ru <p>Данная статья представляет собой богословский анализ текста стихир, посвященных Сретению Владимирской иконы Божией Матери, составленных одной из самых противоречивых фигур в&nbsp;истории России&nbsp;— царем Иваном Васильевичем Грозным. Его жизненный путь и&nbsp;деятельность в&nbsp;качестве политического и&nbsp;церковного лидера продолжают вызывать интерес у&nbsp;исследователей. В&nbsp;частности, ведутся дискуссии относительно XVI в.&nbsp;— эпохи, насыщенной драматическими событиями, когда, с&nbsp;одной стороны, происходило расширение и&nbsp;укрепление государства, а&nbsp;также реализация церковных реформ, с&nbsp;другой&nbsp;— имели место внутренние конфликты, включая военные экспедиции царя против русских городов и&nbsp;заговоры против монарха, что в&nbsp;итоге привело к&nbsp;установлению опричнины и&nbsp;террору. Стихиры на Сретение Владимирской иконы Божией Матери, написанные царем Иваном Грозным, представляют собой ценный богословский текст, который может быть проанализирован с&nbsp;помощью герменевтического метода. Герменевтика занимается изучением принципов и&nbsp;методов интерпретации текстов, помогая раскрыть их глубокий смысл. Такой анализ текста стихир способствует глубокому пониманию богословского, исторического и&nbsp;филологического контекстов. Исходным материалом для статьи послужили опубликованные тексты гимнографии Иоанна Грозного, а&nbsp;также оригинальные рукописи XVII в., хранящиеся в&nbsp;главном собрании рукописей библиотеки Троице-­Сергиевой лавры.</p> 2025-01-10T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_01_Serzhantov Пастырская аскетика в исихастском опыте святителя Феофана Затворника 2025-01-10T18:33:40+03:00 Павел Сержантов nepsis@yandex.ru <p>Духовная переписка святителя Феофана с&nbsp;О. С. Бурачок, Е. А.&nbsp;Арнольди, Н. В. Елагиным, семьей Кугушевых дает нам неординарные примеры пастырской аскетики. Святитель Феофан с&nbsp;позиций исихастской духовной практики осуществляет окормление мирян, постепенно приобщая их к&nbsp;умному деланию, каждого в&nbsp;свою меру. Еще один пример пастырской аскетики святителя Феофана демонстрируют его «Письма о&nbsp;духовной жизни». Опираясь на описания духовного опыта М. М.&nbsp;Сперанского, святитель подробно анализирует его в&nbsp;свете исихастской традиции и&nbsp;отказывается считать опыт Сперанского разновидностью созерцательного квиетизма. В&nbsp;данном случае особое внимание святитель Феофан уделяет исихастским ступеням просвещения, связанным с&nbsp;внутрьпребыванием ума и&nbsp;восхождением по ступеням безобразной молитвы (умно-сердечная молитва, непрестанно-действующая молитва Иисусова), при этом он обозначает созерцательную молитву в&nbsp;качестве высшей молитвенной ступени. В&nbsp;статье впервые раскрыто понятие о&nbsp;примыкающих к&nbsp;исихазму аскетических практиках. Это сделано на примерах переписки с&nbsp;О. С. Бурачок и&nbsp;по «Письмам о&nbsp;духовной жизни» для того, чтобы выявлять, какие именно задачи решала в&nbsp;каждом случае пастырская аскетика святителя Феофана. Подобный подход может быть использован при изучении аскетического наследия преподобного Никодима Святогорца и&nbsp;иных исихастских подвижников. </p> 2025-01-10T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_02_Suvorov Генезис термина «трансгуманизм» и его интерпретации в научно-философском дискурсе 2025-01-10T18:37:46+03:00 Максим Суворов maxim.suvorov-sda@yandex.ru <p>В&nbsp;статье рассматривается история формирования понятия «трансгуманизм» и&nbsp;его терминологического закрепления в&nbsp;научно-­философском дискурсе. Автор анализирует основополагающие идеи и&nbsp;взгляды, положившие начало трансгуманистическому движению, в&nbsp;частности уделяется внимание Дж. Хаксли, который первым использовал термин transhumanism как обозначение «новой идеологии» или «веры» для человечества в&nbsp;1957 г. Если изначально под трансгуманизмом понимался «эволюционный гуманизм», целью которого было стремление человечества к&nbsp;самосовершенствованию, то с&nbsp;1980-х гг. концепция трансгуманизма получила новое прочтение и&nbsp;стала ассоциироваться с&nbsp;идеями преобразования человеческой природы с&nbsp;помощью технологий, выходя за рамки сохранения человечности в&nbsp;человеке. В&nbsp;статье отмечается мультидисциплинарный характер современного трансгуманизма, стремящегося объединить элементы нано-, био-, инфо-, когнитивных, социогуманитарных технологий (NBICS-technology), направленных на радикальное переосмысление и&nbsp;модификацию человеческой сущности. Современное трансгуманистическое движение выражает новое гуманистическое мировоззрение, основывающееся на вере в&nbsp;безграничное развитие личности и&nbsp;преодоление естественных ограничений с&nbsp;помощью научно-технологического прогресса. В&nbsp;статье подчеркивается и&nbsp;обосновывается механистический и&nbsp;материалистический взгляд на человека в&nbsp;антропологической модели трансгуманизма. Выделяются мягкие, утилитарные и&nbsp;радикальные подходы внутри движения, отличающиеся степенью решимости в&nbsp;использовании технологий для трансформации человека и&nbsp;общества.</p> 2025-01-10T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_03_Kurochkin Опыт православного осмысления аксиологического аспекта логотерапии Виктора Франкла 2025-01-10T18:41:30+03:00 Алексей Курочкин kuro4kin13@gmail.com <p>Виктор Франкл в&nbsp;своем методе логотерапии придавал большое значение ценностям, которые, с&nbsp;его точки зрения, не только предохраняют от личностной деградации, но и&nbsp;способствуют обретению смысла жизни. Среди ценностей в&nbsp;логотерапии Франкл особенно выделяет творчество, переживание и&nbsp;отношение к&nbsp;необратимому событию. В&nbsp;данной статье проводится сравнительный анализ аксиологического аспекта логотерапии со святоотеческим (православным). Результаты анализа выявляют точки соприкосновения христианского вероучения с&nbsp;логотерапией В. Франкла, ее потенциал, что может способствовать ведению конструктивного диалога между представителями светской психологии и&nbsp;православного богословия. Вместе с&nbsp;тем богословский анализ прочерчивает границу между христианским вероучением и&nbsp;логотерапией В. Франкла, что может быть полезным в&nbsp;принятии взвешенного решения при выборе данного метода или некоторых его приемов для пастырской практики, психологического консультирования.</p> 2025-01-10T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_04_Vasilik Вопрос о нетленности Тела Христова в «Хронике» Иоанна Никиуского 2025-01-10T18:48:37+03:00 Владимир Василик fvasilik@mail.ru <p>Статья посвящена фрагменту из «Хроники» коптского иерарха Иоанна Никиуского, посвященного афтартодокетическим спорам. Для убежденного монофизита Иоанна Никиуского характерны симпатии к&nbsp;афтартодокетизму, поскольку его видение «правой веры» соответствует взглядам Юлиана Галикарнасского&nbsp;— представлению об изначальной нетленности Тела Христова и&nbsp;о страдании Христа как волевом процессе. Из соответственного текста его «Хроники» видна попытка приписать радикальные воззрения Юлиана умеренному монофизиту Севиру Антиохийскому, который относился к&nbsp;афтартодокетизму весьма враждебно и&nbsp;активно полемизировал с&nbsp;Юлианом Галикарнасским. Иоанн Никиуский фальсифицирует взгляды православных иерархов&nbsp;— святителей Иоанна III Схоластика и&nbsp;Евтихия Константинопольского в&nbsp;сторону монофизитской доктрины, которая подается с&nbsp;большим уклоном в&nbsp;сторону афтартодокетизма. В&nbsp;«Хронике» искажены также взгляды св. императора Юстиниана, которому приписываются пронесторианские воззрения. Подобные искажения могут быть объяснены в&nbsp;контексте информационной войны против Православия, когда для повышения авторитета монофизитства православным авторам приписывались монофизитские, в&nbsp;частности афтартодокетические, взгляды. С&nbsp;другой стороны, через навязывание им еретических (несторианских) воззрений православные писатели могли дискредитироваться. Проводить подобные манипуляции для Иоанна Никиуского было тем легче, что в&nbsp;Египте конца VII в. не было ни православных богословов, ни даже православной Александрийской кафедры, на время уничтоженной в&nbsp;результате арабского завоевания. </p> 2025-01-10T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_05_Chernishova Лексическое наследие Геннадиевской Библии 1499 г. в русской письменности (в ракурсе лексикографического описания) 2025-01-10T18:53:23+03:00 Маргарита Чернышева chernysheva@bk.ru <p>Геннадиевская Библия 1499 г. (ГБ)&nbsp;— это первая полная русская Библия, составленная из сохранившихся рукописей более раннего времени с&nbsp;добавлением новых переводов, сделанных с&nbsp;латинского языка. Лексическое богатство ГБ подробно описывается в&nbsp;«Словаре русского языка XI-XVII вв.». На примере лексикографического описания, представленного в&nbsp;четырех последних выпусках Словаря (29 вып.&nbsp;— 2011, 30 вып.&nbsp;— 2015, 31 вып.&nbsp;— 2019, 32 вып.&nbsp;— 2023), сделана попытка на базе использованного цитатного материала выявить пять лексических пластов, восходящих к&nbsp;переводам с&nbsp;греческого, древнееврейского и&nbsp;латинского языков. Отдельно описаны лексические и&nbsp;семантические hapax legomena (единственные употребления), относящиеся как к&nbsp;старым переводам, так и&nbsp;к «латинской» части ГБ. Затронут также вопрос этимологического перевода собственных имен и&nbsp;географических названий в&nbsp;ГБ. Предложенный ракурс рассмотрения позволил показать уникальность и&nbsp;значимость тезаурусного богатства ГБ.</p> 2025-01-10T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_11_06_Denisov К вопросу о времени, месте жизни и мученического подвига святой Анфисы (Анфусы) Новой, ее гимнографическое и иконографическое почитание 2025-01-10T18:59:44+03:00 Михаил Денисов parish_history@mail.ru <p>Статья посвящена вопросу о&nbsp;месте и&nbsp;времени земной жизни и&nbsp;мученичества святой Анфисы Новой. Данная проблема рассматривается в&nbsp;контексте основных агиографических источников первого тысячелетия по Рождестве Христовом, с&nbsp;привлечением мнений ведущих западных агиографов. Автор приводит к&nbsp;выводам, что святая Анфиса предположительно пострадала за Христа в&nbsp;период с&nbsp;конца VI по Х столетие в&nbsp;Персии. Дополнительно в&nbsp;статье описывается гимнография и&nbsp;иконография мученицы.</p> 2025-01-10T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал