Богословие времени преподобного Максима Исповедника

Авторы

  • Протодиакон Владимир Василик Сретенская духовная академия

Ключевые слова:

время, век, вечность, пространство, бытие, обожение, логос

Аннотация

В статье анализируется учение о времени прп. Максима Исповедника. Показывается связь времени с логосом, подчеркивается диалектический характер времени. У прп. Максима присутствует два типа времени: 1) дискретное и конечное (χρόνος, καιρός) и 2) вечное и соединяющее (αἰὼν — век), однако последний тип времени имеет свое начало. Прослеживается связь пространства и времени: мир является и местом, и эоном (веком). Эон «ограничен вечностью», поскольку «ограничен» логосами и связан с ограниченным миром. Детерминирующим принципом, определяющим пространство и время мира, являются логосы. С одной стороны, логос ограничивает материальный мир, с другой —
 обладает духовной (бесконечной) природой. Аналогично мир, с одной стороны, ограничен и локализован, почему и называется местом, с другой — устремлен в вечность, почему и называется эоном. Логосы создают и ограничивают мир; с другой стороны, они ведут его к вечности. Время (καιρός) связано с началом, серединой и концом и описывается через число. Таким образом, его можно представить в виде делимого отрезка. Эон (век), напротив, имеет делимость (διάστασις) только в начале своего бытия. Следовательно, его можно представить в виде геометрического луча, устремленного в бесконечность. Соответственно, эон (век) вбирает в себя время (καιρός) и в то же время сам по себе представляет более высокий уровень бытия. Эон обладает причинностью: и включенное в него время, и эта обусловленность переносится на объемлемые ими вещи и явления. Так, если эон (и включенное в него время) имеет свой определяющий логос, то они становятся как бы логосами второго порядка, или определяющими факторами для феноменов этого мира.

Конец мира ознаменуется остановкой движения, однако эта остановка означает на самом деле причащение Божественному сверх-движению, то есть эону в высшем смысле этого слова, и, далее, ко всеобщему обожению, которое, однако, для одних будет «благобытием» (τὸ ευ εἰναι), а для других — «бедобытием» (τὸ φευ εἰναι), во временном же плане — или блаженной вечностью, или дурной бесконечностью.

Биография автора

Протодиакон Владимир Василик, Сретенская духовная академия

Доктор исторических наук, кандидат богословия, кандидат филологических наук;
профессор СДА, профессор СПбГУ, профессор НУПДС, профессор ПДС (Россия)

Загрузки

Опубликован

2023-02-11

Выпуск

Раздел

Теоретическая теология