К вопросу о принятии свт. Геннадием II Схоларием католической концепции непорочного зачатия Девы Марии
Ключевые слова:
свт. Геннадий II Схоларий, католический догмат о непорочном зачатии, учение о Пресвятой Богородице, католицизм, мариология, Мартен Жюжи, прот. Иоанн Мейендорф, Christiaan KappesАннотация
В статье рассмотрен один из аспектов учения о Пресвятой Богородице выдающегося богослова поздневизантийского периода свт. Геннадия II Схолария в соотнесении с неправославной концепцией непорочного зачатия Богородицы, или якобы изначальной непричастности Пресвятой Девы прародительскому греху с самого момента Ее зачатия святыми праведными Иоакимом и Анной. В первой половине XX в. известный католический богослов Мартен Жюжи довольно спорным образом охарактеризовал мариологическую составляющую богословия свт. Геннадия как «полностью поддерживающую» данную концепцию. Это утверждение впоследствии повлияло в том числе и на мнение авторитетного православного богослова прот. Иоанна Мейендорфа и вошло в статью о свт. Геннадии Схоларии в Православной энциклопедии в качестве характеристики его мариологического богословия. В настоящей статье производится анализ аргументации сторонников данной идеи, изучение контекста привлекаемых ими цитат, а также рассмотрение других богословских положений в трудах свт. Геннадия, не совместимых с идеей упомянутого католического догмата. Автором делается вывод о недостаточности указанных аргументов для подобного заключения и, следовательно, преждевременности исключения свт. Геннадия II Схолария из сонма поздневизантийских святых отцов, сохранивших святоотеческую позицию в своем богословском учении о Пресвятой Богородице.