Проблема идентичности (самотождества) человека: богословие и политика
Ключевые слова:
патристика, Православие, антропология, суверенитет, единство, единосущее, человек, индивид, персона, личность, аналитическая философия языкаАннотация
Роль человека в познании — главный вопрос как в философии, так и в богословии. Центральный он и в политической науке, а также в социологии. Начиная с Платона проблема познания рассматривается как таинственная приобщенность, причастность человека к устойчивому, постоянному знанию, как сущностный аспект человека, показатель его здоровья и на личном, и на общественно-политическом уровнях, и даже на уровне биологическом, физиологическом. Однако существеннейшее и всестороннее развитие тема целостности познания как единства (Бога, человека, вообще творения, при всем его многообразии, сложности и многосоставности) получила в патристике: в трудах великих каппадокийцев, особенно у свт. Григория Нисского, в сочинениях прп. Максима Исповедника, в «Ареопагитском корпусе». Рассматривалась она в XV в. римским кардиналом и мыслителем Николаем Кузанским. Особо же значимой оказалась тема целостности познания в русской философии, для славянофилов, прежде всего для А. С. Хомякова, который тему единства и самосущности чего бы то ни было рассматривал в контексте соборности. В. С. Соловьев, наиболее значимый классик «метафизики всеединства», способ устроения бытия понимает как единство не за счет всех или в ущерб им, а для пользы всех. Он описал и ложное, отрицательное единство, подавляющее или поглощающее входящие в него элементы, в противовес истинному бытию, которое сохраняет и усиливает эти элементы, осуществляясь в них как полнота бытия.