Проблема человекоразмерности научной методологии
Ключевые слова:
духовные ценности, православная антропология, аксиология, наука, познание, человекоразмерность, познающий субъектАннотация
Данная статья посвящена анализу ценностного критерия научного познания, вытекающего из принципа «человекоразмерности» научной методологии в постнеклассической парадигме современной науки. В отличие от классического периода, стремящегося к независимости результата научного познания от познающего субъекта, наука с начала XX века вынуждена признать не только неразрывность связи между результатом познания и познавательными способностями человека, но и взаимосвязь науки со всеми формами духовной жизни общества. Тем не менее при все возрастающем интересе к религии и духовным вопросам в решении практических задач определяющим для человеческого сообщества является «научный» «рациональный» критерий, будь то биоэтические проблемы или построение моделей устройства вселенной. Мы все еще мыслим в категориях «двойственной истины» западной средневековой философии. В статье предпринята попытка применения термина «человекоразмерность» к обоснованию определяющего характера духовной природы (в том числе познавательных способностей) человека в отношении к получаемому знанию. Проблемное поле статьи заключается в следующем: поскольку наука является «человекоразмерной», то есть определенной ценностными особенностями познающей личности, то что в свою очередь должно являться критерием «человекоразмерности»? На этот вопрос есть ответ в православной антропологии: человек — образ и подобие Божие. По убеждению автора, только при усвоении и методологическом применении такого нравственного критерия к любому познавательному процессу возможно получение истинного знания в каждой сфере духовной деятельности человека.