Гармония человека с миром: полемическая концепция
Ключевые слова:
гуманизм, Возрождение, гармония человека, дегуманизация, преображение личностиАннотация
Как заявляют поборники трансгуманизма, «гуманизм относится к частично устаревшему имплицитному образу человека» [Hottois 2017. Vol. 59. No. 1: XXX–XXXVII]. Модель эпохи Возрождения, по их мнению, в принципе удалось преодолеть за счет «критики гуманистических предрассудков, связанных с антропоцентризмом, дискриминирующим другие виды живых существ, а также с иными дискриминирующими концепциями»; посредством «критики основополагающих либо остаточных разновидностей идеализма и спиритуализма» и отказа от «непреоборимой конечности человека» [Ibid.]. Эти утверждения, которыми вдохновляются многие направления современной мысли (вокизм, намерение трансформировать человека с помощью техники, «культура отмены» и пр.), неизбежно ведут к постановке вопроса об определении человека и его отношений с природой. Первоначальный гуманистический идеал, опиравшийся на органическую концепцию гармонии человека с миром согласно Божественному замыслу, оказался, по всей видимости, не только утраченным, но и отринутым [Magnard 2000: 236]. Какой процесс привел к краху этого образа человека и его отношений с миром? С какой позиции можем мы отныне рассматривать гуманизм Ренессанса, чтобы понять, невзирая на искаженные представления о нем, какой предмет действительно стал в этот период предметом спора? Решению этих вопросов посвящена данная статья.