О связи Воплощения и Искупления в богословии священномученика Илариона (Троицкого) и преподобного Максима Исповедника

Авторы

  • Диакон Кирилл Савельев Сретенская духовная семинария

Ключевые слова:

искупление, спасение, воплощение, домостроительство спасения, догмат искупления, сщмч. Иларион (Троицкий), прп. Максим Исповедник, природа, обожение, Новый Адам, богословие, догматическое богословие

Аннотация

В начале XX в. в русском академическом богословии велись дискуссии по поводу схоластического учения об искуплении. В ходе дискуссий высказывались критические замечания в адрес данного учения, происходило его постепенное переосмысление, предлагались новые подходы к изложению учения о спасении. В данной статье рассматривается подход, предложенный сщмч. Иларионом (Троицким), в котором центральное место отводится воплощению Бога Слова. Показывается, что как критика сщмч. Илариона в адрес схоластического учения об искуплении, так и предложенный им новый подход следует рассматривать в свете общих воззрений автора на природу богословия, которое было для него неотделимо от благочестия и главной идеей которого он полагал обожение. Также на основе сравнительного анализа воззрений сщмч. Илариона (Троицкого) и прп. Максима Исповедника показывается, с одной стороны, преемственность взглядов двух святых на дело нашего спасения, с другой — наличие между ними расхождений. Произведенное сравнение является вкладом в осмысление патристических источников богословского творчества сщмч. Илариона (Троицкого) и особенностей его интерпретации наследия прп. Максима.

Биография автора

Диакон Кирилл Савельев, Сретенская духовная семинария

Магистр теологии,
Аспирант Сретенской духовной академии (Россия)

Загрузки

Опубликован

2025-06-03

Выпуск

Раздел

Теоретическая теология