Вопрос о нетленности Тела Христова в «Хронике» Иоанна Никиуского
Ключевые слова:
«Хроника» Иоанна Никиуского, христология, тление, нетленность, афтартодокетизм, монофизитство, природа ХристаАннотация
Статья посвящена фрагменту из «Хроники» коптского иерарха Иоанна Никиуского, посвященного афтартодокетическим спорам. Для убежденного монофизита Иоанна Никиуского характерны симпатии к афтартодокетизму, поскольку его видение «правой веры» соответствует взглядам Юлиана Галикарнасского — представлению об изначальной нетленности Тела Христова и о страдании Христа как волевом процессе. Из соответственного текста его «Хроники» видна попытка приписать радикальные воззрения Юлиана умеренному монофизиту Севиру Антиохийскому, который относился к афтартодокетизму весьма враждебно и активно полемизировал с Юлианом Галикарнасским. Иоанн Никиуский фальсифицирует взгляды православных иерархов — святителей Иоанна III Схоластика и Евтихия Константинопольского в сторону монофизитской доктрины, которая подается с большим уклоном в сторону афтартодокетизма. В «Хронике» искажены также взгляды св. императора Юстиниана, которому приписываются пронесторианские воззрения. Подобные искажения могут быть объяснены в контексте информационной войны против Православия, когда для повышения авторитета монофизитства православным авторам приписывались монофизитские, в частности афтартодокетические, взгляды. С другой стороны, через навязывание им еретических (несторианских) воззрений православные писатели могли дискредитироваться. Проводить подобные манипуляции для Иоанна Никиуского было тем легче, что в Египте конца VII в. не было ни православных богословов, ни даже православной Александрийской кафедры, на время уничтоженной в результате арабского завоевания.