Генезис термина «трансгуманизм» и его интерпретации в научно-философском дискурсе
Ключевые слова:
трансгуманизм, философия, наука и технологии, православное богословие, Дж. Хаксли, улучшение человека, крионика, искусственный интеллект, эволюцияАннотация
В статье рассматривается история формирования понятия «трансгуманизм» и его терминологического закрепления в научно-философском дискурсе. Автор анализирует основополагающие идеи и взгляды, положившие начало трансгуманистическому движению, в частности уделяется внимание Дж. Хаксли, который первым использовал термин transhumanism как обозначение «новой идеологии» или «веры» для человечества в 1957 г. Если изначально под трансгуманизмом понимался «эволюционный гуманизм», целью которого было стремление человечества к самосовершенствованию, то с 1980-х гг. концепция трансгуманизма получила новое прочтение и стала ассоциироваться с идеями преобразования человеческой природы с помощью технологий, выходя за рамки сохранения человечности в человеке. В статье отмечается мультидисциплинарный характер современного трансгуманизма, стремящегося объединить элементы нано-, био-, инфо-, когнитивных, социогуманитарных технологий (NBICS-technology), направленных на радикальное переосмысление и модификацию человеческой сущности. Современное трансгуманистическое движение выражает новое гуманистическое мировоззрение, основывающееся на вере в безграничное развитие личности и преодоление естественных ограничений с помощью научно-технологического прогресса. В статье подчеркивается и обосновывается механистический и материалистический взгляд на человека в антропологической модели трансгуманизма. Выделяются мягкие, утилитарные и радикальные подходы внутри движения, отличающиеся степенью решимости в использовании технологий для трансформации человека и общества.