Пастырская аскетика в исихастском опыте святителя Феофана Затворника
Ключевые слова:
теоретическая теология, исихазм, аскетика, ступени Иисусовой молитвы, святитель Феофан Затворник, М. М. Сперанский, преподобный Никодим Святогорец, антропологияАннотация
Духовная переписка святителя Феофана с О. С. Бурачок, Е. А. Арнольди, Н. В. Елагиным, семьей Кугушевых дает нам неординарные примеры пастырской аскетики. Святитель Феофан с позиций исихастской духовной практики осуществляет окормление мирян, постепенно приобщая их к умному деланию, каждого в свою меру. Еще один пример пастырской аскетики святителя Феофана демонстрируют его «Письма о духовной жизни». Опираясь на описания духовного опыта М. М. Сперанского, святитель подробно анализирует его в свете исихастской традиции и отказывается считать опыт Сперанского разновидностью созерцательного квиетизма. В данном случае особое внимание святитель Феофан уделяет исихастским ступеням просвещения, связанным с внутрьпребыванием ума и восхождением по ступеням безобразной молитвы (умно-сердечная молитва, непрестанно-действующая молитва Иисусова), при этом он обозначает созерцательную молитву в качестве высшей молитвенной ступени. В статье впервые раскрыто понятие о примыкающих к исихазму аскетических практиках. Это сделано на примерах переписки с О. С. Бурачок и по «Письмам о духовной жизни» для того, чтобы выявлять, какие именно задачи решала в каждом случае пастырская аскетика святителя Феофана. Подобный подход может быть использован при изучении аскетического наследия преподобного Никодима Святогорца и иных исихастских подвижников.