Использование понятия красоты при описании мистического опыта в греческой патристике

Авторы

  • Диакон Артемий Овчаренко Сретенская духовная академия

Ключевые слова:

красота, греческая патристика, мистическое богословие, догматическое богословие, мистический опыт, гносеология, Божественный свет

Аннотация

Гносеологические возможности человека — один из важных вопросов богословия. В Священном Предании Восточной Церкви утверждается способность человека к мистическому познанию, т. е. к прямому познанию Бога, не опосредованному ни эстетическим наблюдением внешнего мира, ни интроспективным наблюдением внутреннего мира души. Актуальной видится задача обособления нормативного в православной традиции мистического опыта от нехристианской мистики. В статье анализируется использование понятия Божественной красоты в мистическом богословии греческой патристики. Показывается, что начиная с Великих Каппадокийцев понятие приобретает характер полифункционального богословского средства. Оно используется в мистическом богословии греческих отцов для описания опыта, какой человек испытывает при непосредственном переживании Бога. Делаются обобщающие выводы о характеристиках мистического опыта, который следует считать нормативным с точки зрения авторов греческой патристики.

Биография автора

Диакон Артемий Овчаренко, Сретенская духовная академия

Магистр богословия, старший преподаватель Сретенской духовной академии,
Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых Кирилла и Мефодия (Россия)

Загрузки

Опубликован

2024-09-22

Выпуск

Раздел

Теоретическая теология