Методологические проблемы зарубежного религиоведения XIX–XX вв.
Ключевые слова:
зарубежное религиоведение XIX–XX вв., методология и методы религиоведческого познания, М. Мюллер, К. Тиле, П. Шантепи де ла Соссе, Г. ван дер Леув, М. Элиаде, феноменологический метод в религиоведении, проблема верификации религиозного опыта, методологическая когерентность религиоведческих наук, метарелигиоведение, интроэпистема, онтология и феноменология религиозного субъектаАннотация
Методология религиоведения является сложным структурным образованием, претерпевшим различные изменения в результате своей эволюции. Концепции зарубежного религиоведения XIX–XX вв. сформировали теоретико-методологический каркас генезиса и развития наук о религии. Теоретический анализ показывает, что нелинейность и бифуркационность как свойства развития присущи в том числе и религиоведческим наукам, которые не подчиняются строгим закономерностям развития. Теоретико-методологическое многообразие, о котором пишут исследователи, является неотъемлемой частью религиоведения как науки. Вопрос о методологии и методах исследования является дискуссионным в современном проблемном поле религиоведения. Это касается как зарубежного, так и отечественного религиоведения. Проблематизируются концептуальные основания религиоведения, его теоретическая матрица, базовые принципы религиоведческого познания. Другой методологической проблемой является диффузность религиоведения как научной дисциплины. Учитывая весь плюрализм относительно методологических практик и методологических процедур религиоведения, учеными в последние десятилетия разрабатывается концепция метарелигиоведения. Развитие научных религиоведческих школ на настоящем этапе сопряжено с необходимостью продуцирования системных концептуальных подходов в гуманитарном познании, новых моделей осмысления религиозной реальности, разработке новой концепции религии с учетом всей многомерности культурно-цивилизационных, религиозных, субстанциальных составляющих. Также развитие новых форм религиоведческого знания, наук о религии заключается в выдвижении новых исследовательских направлений в области философии и эпистемологии религии, междисциплинарных проблем гуманитарного познания.