«Пребывание — исхождение — возвращение» (μονή — πρόοδος — ἐπιστροφὴ) у преподобного Максима Исповедника

Authors

  • Павел Доброцветов Сретенская духовная семинария

Abstract

В последнее время в современной (в основном западной) патрологической науке существует большой интерес к «препарированию» святоотеческого богословского наследия, объективно содержащего в себе органичный синтез христианского богословия и «внешней» философии. Исследователи стремятся к детальному поиску различных философских влияний на творения святых отцов в ущерб их главнейшему — христианскому содержанию. Особый интерес вызывают «заимствования» из философии неоплатонизма в трудах великих отцов Церкви, и в том числе прп. Максима Исповедника (580 – 662). И хотя наличие таких заимствований (терминологических и концептуальных) или их следов частично доказывается упомянутыми исследованиями, остается открытым вопрос об их интерпретации и соотношении с христианским, библейским содержанием святоотеческой мысли. Нераскрытыми остаются и вопросы о степени и размере влияния этих заимствований на мысль отцов или, наоборот, о степени христианской переработки и наполнения их христианским содержанием. На эти вопросы стоит попытаться посмотреть на примере элементов важной неоплатонической «триады» терминов «пребывание — исхождение — возвращение» (μονή — πρόοδος — ἐπιστροφὴ) у преп. Максима Исповедника.

Published

2025-02-05

Issue

Section

Богословие, библеистика, патрология