Проблема взаимоотношения души и тела у Блаженного Августина (философский взгляд)
Abstract
В истории христианского богословия или, более точно, христианской антропологии важное место занимает концепция взаимоотношения души и тела, разработанная блж. Аврелием Августином, епископом Гиппонским. Философская доктрина блж. Августина опирается на два основных идейных источника — неоплатоническую концепцию, представляемую римской школой неоплатонизма (Плотин и Порфирий), и христианскую традицию, в частности, антропологические идеи св. апостола Павла. Блж. Августину не всегда удавалось гармонично сочетать столь неоднородные компоненты своей теоретической системы. Контраверсия античного и христианского истолкования человеческой природы заметно сказывается на его понимании характера взаимоотношения души и тела в человеческом существе. Св. Августин включает человека в универсальный порядок всего сущего (ordo), в котором каждое создание занимает подобающий ему статус, соответствующий его природному «месту» (для неоплатоников) или Божественным установлениям (для христиан). Сам Творец мира выступает как сверхсущее Начало и вершина этой пирамиды. Среди обитателей мира главное место принадлежит человеку, в котором бессмертная душа главенствует над смертным телом, в самой же душе разумное начало превосходит животную природу. Несомненным отголоском неоплатонической психологии, особенно в раннем творчестве блж. Августина, было использование им идеи «непространственной» связи души с телом. Убежденность св. Августина в принципиальной несоразмерности субстанциальных характеристик души и тела приводит к тому, что их связь в человеческом существе приобретает оттенок парадоксальности. Вместе с тем отец Церкви прибегает к образу некоторой симпатии души к телу и телесным переживаниям, но тем не менее их связь остается для него «невыразимой». Несмотря на многочисленные точки соприкосновения философских идей блж. Августина с неоплатонизмом, они принципиально расходятся в одном пункте — в отношении к телу. Особенно отчетливо новое отношение христианства к человеческому телу проступает при сравнении позиции блж. Августина со стоической и неоплатонической оценкой телесности. В частности, если свт. Августин определяет тело как «низшее благо», Плотин предпочитает говорить о нем как о «вторичном зле» (после материи как таковой). Союз души и тела для христианского мыслителя свт. Августина — это фундаментальная характеристика человеческого существа, а не только определение его наличного существования в земном мире. Характерно, что античная философская традиция, говоря о драматизме человеческого существования в мире, считает его отличительной особенностью антагонизм души и тела в человеческом существе, в то время как христианская концепция человека подчеркивает прежде всего борьбу духовных и плотских стремлений, борющихся в человеческой душе.