Физика Аристотеля и физика Лейбница
Ключевые слова:
Лейбниц, Аристотель, энтелехия, закон природы, физика, наукаАннотация
Научная революция XVII века характеризовалась отказом от аристотелевского метода познания природы в пользу нового — экспериментального и математического. Традиционно считается, что среди причин возникновения науки Нового времени главное место принадлежит ее практичности и опоре на материалистически понимаемое опытное познание мира, а отсюда делается вывод о противоположности научного и религиозного мировоззрений. В данной статье впервые на примере сравнения физики Аристотеля и Лейбница показывается, что определяющей причиной создания науки современного типа является христианское богословие. Чтобы показать, что атеизм и материализм не имел никакого отношения к науке нового типа, в статье последовательно даются ответы на следующие вопросы: каковы принципы аристотелевской физики? почему аристотелевская физика господствовала на протяжении двух тысячелетий? в чем причины отказа от нее? в чем причина интереса Лейбница к философии Аристотеля? и каково отношение Лейбница к физике Аристотеля? Лейбниц во многом согласен с Декартом и Галилеем в их полемике с Аристотелем, особенно в трактовке законов природы как установленных Богом правил природы. Но все же Лейбниц в чем-то согласен и с Аристотелем. Причин этому несколько. Во-первых, это необходимость дать метафизический анализ понятия силы, введенного в физику Ньютоном. По мнению Лейбница, аристотелевское понятие энтелехии лучше всего помогает понять смысл понятия силы. Во-вторых, Лейбниц, как и Аристотель, отрицает существование пустоты. И, в-третьих, по мнению Лейбница, учение Аристотеля гораздо лучше согласуется с христианством, поскольку утверждает существование целевых причин.