Иже во святых отца нашего Афанасия «Слово о чуде, произошедшем в Вирите с честной и почитаемой иконой Христа и Бога нашего»; Его же. «Об определениях»
Перевод и комментарий П.К.Доброцветова
Аннотация
Вниманию читателя предлагаются два небольших трактата, изданных в 28-м томе «Греческой патрологии» Ж.-П. Миня, приписываемых авторству свт. Афанасия Великого (295–373), но по общему признанию непринадлежащих ему. Первый — с говорящим за себя названием: «Иже во святых отца нашего Афанасия Слово о чуде, произошедшем в Вирите с честной и почитаемой иконой Христа и Бога нашего» — описывает чудо и последовавшее за ним обращение иудейской общины Бейрута в Православие. «Согласно прп. Никодиму Святогорцу, в сосуде, хранителем которого был Варипсав, содержались Кровь и вода, которые истекли из иконы Спасителя, находившейся в Берите (совр. Бейрут), когда иудеи пронзили на ней Его ребро. Сказание о «Чуде в Берите» (BHG, N 780) приписывается Афанасию I Великому, Патриарху Александрийскому, однако, согласно Римскому Мартирологу, это чудо произошло в 765 г.; Кровь от иконы Спасителя в Берите была перенесена в Константинополь в X в. византийским императором Иоанном I Цимисхием», чьи войска заняли Бейрут в 975 г. О данном произведении и принадлежности его свт. Афанасию свидетельствует прп. Феодор Студит (751–826): во II «Антирретике» против иконоборцев (написано предположительно в 816 или 817 гг.), а также в письме 532 «К Михаилу и Феофилу, императорам» (написано в 823 или 826 г.). Второй, его же — под названием: «Об определениях», напоминающий по тематике трактаты прп. Иоанна Дамаскина «Философские главы» и «Точное изложение Православной веры». Как написано в справочном издании «Clavis Patrum Graecorum» (Vol. 2. Brepols — Turnhout, 1974, P. 48), это произведение (в отличающейся редакции) включено в состав «Путеводителя» (гл. 2) прп. Анастасия Синаита (VII).