«Милости хочу, а не жертвы» (Мф.9:13): отношение Господа Иисуса Христа к ветхозаветным жертвоприношениям в контексте Евангельского Благовестия
Аннотация
Под влиянием лютеровского прочтения Библии в популярной литературе нашего времени все чаще стали появляться публикации, однобоко толкующие слова Спасителя «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13). Предпочтение отдается этике сострадания и делам социальной благотворительности, нежели таким внешним проявлениям религиозности, как жертвоприношения. Некоторые толкователи доходят до полного отрицания богоустановленности жертв, ссылаясь на цитаты из пророков (см., напр., Ос. 4–6; Ис. 1:1–17; Иер. 7:21–23 и др.). Однако, анализируя критику «жертвоприношений»
ветхозаветными пророками, следует прийти к противоположным выводам: жертвоприношения были частью общей системы религии Израиля в древние времена наряду с субботой, храмовым богослужением и молитвой; жертва приносила
искупление в силу заключенного с Богом Завета; но поскольку Израиль, утопая в идолопоклонстве и нравственных пороках,
нарушал базовые принципы Завета, жертвы теряли свою силу. Ни пророки, ни Христос Спаситель не отменяли жертву как религиозное явление. Они требовали от человека жертву приносить, но делать это только во имя истинного Бога и только в состоянии мира с ближними, почтении к родителям и с чистой совестью. Следовательно, Господь желает не только милости, но и жертвы как двух важнейших составляющих религии.