Агиографическая традиция в исландских епископских сагах (biskupa sögur)
Ключевые слова:
средневековая Исландия, древнеисландская литература, епископские саги, агиография, житийные топосы, композиция, евангельские идеалы, библейские аллюзииАннотация
В статье предлагается новый взгляд на причины расцвета в Исландии XIII–XIV вв. такого жанра древнеисландской литературы, как епископские саги, или саги о епископах (sagas about bishops, biskupa sögur). Впервые в отечественной науке с православной точки зрения анализируется духовное состояние исландского общества и исландского клира эпохи христианизации страны. Епископские саги, включавшие в рассказ житийные топосы континентальной агиографии (как и библейские аллюзии) наряду с элементами реалистического рассказа, свойственного родовым сагам, рассматриваются как отражение стремления исландского народа к евангельским идеалам в условиях, когда включение в орбиту Западной Церкви привело к отторжению Исландии от литургической жизни Вселенской (Кафолической) Православной Церкви. Само противоречие между повседневной реальностью и проповедуемым евангельским идеалом могло заставить авторов епископских саг (в большинстве своем анонимных) прозревать в своих персонажах черты истинного благочестия и дорисовывать их посредством обращения к топике, образности и языку континентальной агиографии. И если эпитет «святой», встречающийся в тексте епископских саг (исл. helgi, heilagr, калька с лат. sanctus), невозможно применять к исландским иерархам в строго каноническом смысле, то нельзя не увидеть за ним горячее желание и авторов, и паствы иметь перед глазами достойный пример для подражания местного происхождения. Проведенное исследование показывает, что исландский народ еще с древности имел стремление следовать заветам Христа, которое не могло вполне реализоваться вследствие догматических отклонений Западной Церкви. Знакомство с этими устремлениями, отразившимися в епископских сагах, может помочь православным миссионерам в их нынешней деятельности в Исландии.