Столкновение традиционного и нового религиозного сознания в богословии ХХ века: Архиепископ Никон (Рождественский) и А. В. Карташёв
Ключевые слова:
архиеп. Никон (Рождественский), А. В. Карташёв, интеллигенция, христианский модернизм, экклезиология, «теория ветвей», сотериология, Вселенские Соборы, догматическое развитие, библейское Откровение, церковные реформы, обновление Церкви, аскетизм, революция, цензураАннотация
Распространенность церковно-исторических работ А. В. Карташёва, а также его участие в движении «нового религиозного сознания» делает актуальной необходимость подробного рассмотрения его воззрений и их классификации. В нашей статье представлено сравнение двух направлений богословской мысли, А. В. Карташёва и архиеп. Никона (Рождественского). В работах А. В. Карташёва можно увидеть его приверженность модернистской богословской мысли, отличной от направления архиеп. Никона. Владыка Никон предстает последователем святоотеческого богословия, небезразлично относящимся к критике православного учения, вследствие чего в его работах встречается критика разных модернистских идей. Актуальность рассмотрения критики модернистской теологии современником самого Карташёва обусловлена тем, что именно в этот период соответствующие идеи приобретали широкое распространение и потому обсуждались в работах владыки Никона. Это богословское столкновение двух направлений рассмотрено нами по следующим темам: экклезиология, Вселенские Соборы, границы благодатности Таинств и действия спасительной благодати, «догматическое развитие», библейское Откровение и церковные реформы, «оживление Церкви» и отношение к аскетизму, революции и цензуре.