https://journals.sdamp.ru/index.php/diakrisis/issue/feedДиакрисис: научный журнал2024-12-26T20:03:48+03:00Павел Кириллович Доброцветовpatrolog.sda@list.ruOpen Journal Systems<p>«Диакрисис» (Diakrisis) — научный журнал Сретенской духовной академии по теоретической, практической и исторической теологии, издаваемый с Научным Центром патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова при кафедре богословия СДА с 2019 года. В нем публикуются оригинальные тексты на древнегреческом, латинском, славянском и восточных языках, переводы, комментарии, исследования, рецензии, аннотированные библиографии (тематические или по авторам) монографий и журналов по богословию, патрологии, апологетике, философии, истории Православной Церкви, филологии и истории литературы, и другие материалы. Одной из основных целей и задач журнала является представление новых научных материалов по исследованиям и переводам и оценка религиозных, научных и общественных явлений сквозь призму православного святоотеческого богословия. <em><a href="https://journals.sdamp.ru/index.php/diakrisis/about">Подробнее о журнале</a></em></p> <p>С 2021 г. индексируется в <strong>Российском индексе научного цитирования (РИНЦ).</strong></p> <p>с 2023 г. включен в <strong>Общецерковный перечень рецензируемых изданий</strong></p> <p>В перспективе Журнала включение его в список рецензируемых периодических журналов<strong> Высшей аттестационной комиссия (ВАК)</strong>.</p> <p>Начиная с выпусков 2022 года журнал соответствует следующим специальностям ВАК:<br />5.11.1. Теоретическая теология;<br />5.11.2. Историческая теология;<br />5.11.3. Практическая теология.</p> <div> <p><strong><em>Обращаем ваше внимание, что прежний адрес электронной почты журнала diakrisis.red.sda@list.ru недействителен. По всем вопросам просьба обращаться на адрес: <a href="mailto:patrolog.sda@list.ru">patrolog.sda@list.ru</a></em></strong></p> </div>https://journals.sdamp.ru/index.php/diakrisis/article/view/diakrisis_23_01_FonovСвт. Николай Сербский (Велимирович). Реабилитация плоти (Часть IV)2024-12-26T19:26:35+03:00Сергей Фоновpalomnik@gmail.com<p>Публикация представляет собой перевод с сербского языка работы «Реабилитация плоти» известного сербского святого богослова и плодовитого церковного писателя ХХ века — свт. Николая (Велимировича), епископа Жичского (1880–1956). Свт. Николай в этой работе прослеживает тему отношения к телу и посмертной участи души и тела в дохристианских и нехристианских религиях и учениях, а также в Ветхом Завете и, наконец, в христианстве, показывая исключительность христианских представлений о ценности тела в свете Христова Воскресения и грядущего Всеобщего Воскресения и жизни вечной.</p>2024-12-26T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Диакрисис: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/diakrisis/article/view/Diakrisis_23_06_KhvalkovЛаоник Халкокондил. История. Книга II2024-12-26T19:50:41+03:00Евгений Хвальковekhvalkov@hse.ru<p>Лаоник Халкокондил (1430–1490) — известный византийский историк XV века. Лаоник родился в Афинах и получил образование в Константинополе, где изучал риторику, философию и античную литературу. Позднее, после падения Константинополя в 1453 году, Халкокондил перебрался в Италию, где стал участником гуманистических кругов итальянского Ренессанса. Его «История» в десяти томах примечательна как памятник поздневизантийской словесности палеологовского периода с ее мимесисом и тенденцией к архаизации и аттикизации. Его «История», делая отсылки к древности, покрывает события от начала складывания османского бейлика до 1460‑х гг.</p>2024-12-26T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Диакрисис: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/diakrisis/article/view/diakrisis_23_02_KonПравославная оценка крещения в неопротестантских ересях: исторический и канонический аспекты2024-12-26T19:30:32+03:00Роман Коньtaurusmda@gmail.com<p>Данная статья является третьей в цикле публикаций, посвященных учению и практике крещения в неопротестантских сектах и отношению к нему Православной Церкви. В ней рассматриваются свидетельства церковной письменности о понимании крещения в Церкви в период с конца I века по середину III века, а также его отражение в канонических правилах Православной Церкви. Из свидетельств церковной письменности и канонических правил следует, что крещение, совершаемое в неопротестантских ересях, не является истинным и Церковью никогда не признавалось действительным, да и не может быть ею принято. В статье приводится краткий обзор и дается оценка случаев совершения крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа, но в одно погружение в Западной Церкви (с VI по XI век), а также в Болгарской Церкви (предположительно 2‑я пол. IX в. —сер. XIV в.), и отношение к крещению в одно погружение в Русской Православной Церкви с XVII в. по XX в.</p>2024-12-26T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Диакрисис: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/diakrisis/article/view/diakrisis_23_03_MorozovЕвагрий Понтийский. Прекословящий (Слова III–IV)2024-12-26T19:35:07+03:00Алексей Морозовalexey.morozov@unifr.ch<p>В данной статье Алексея Александровича Морозова впервые публикуется русский перевод Cлов III–IV из аскетического произведения Евагрия Понтийского «Прекословящий» («Антирретик»). Речь идет о «Третьем слове против сребролюбия» и «Четвертом слове о помыслах беса печали». Русский перевод, сделанный с сирийской версии текста, сопровождается кратким предисловием, в котором автор дает жизнеописание Евагрия и обзор его основных произведений. Особое внимание уделено структуре трактата «Прекословящий», его датировке, а также рукописной традиции и современным переводам текста.</p>2024-12-26T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Диакрисис: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/diakrisis/article/view/Diakrisis_23_04_Afinogenov_ChepelОлимпиодор, диакон Александрийский. Толкование на Книгу Иова. Главы 8-92024-12-26T19:39:08+03:00Дмитрий Афиногеновlogotheta@mail.ruДмитрий Чепельlogographus@yandex.ru<p>«Толкование на книгу Иова» Олимпиодора, диакона Александрийского, известного и авторитетного экзегета VI в. является одним из наиболее значимых памятников экзегетической литературы ранневизантийского периода. Оно, бу- дучи выполнено в традициях александрийской экзегезы, пользовалось большим уважением со стороны позднейших авторов и послужило, наряду с толкованиями других известных авторов, источником для составления экзегетических катен на эту библейскую книгу, раскрывающую в свете христианского толкования учение о православном отношении к страданию, проблему теодицеи, демонологию, эсхатологию и иные нравственные и богословские темы.</p>2024-12-26T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Диакрисис: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/diakrisis/article/view/Diakrisis_23_05_Zhgun«Уставы преподобного отца нашего старца Паисия [Величковского]» по рукописям НАРМ № 2119.2.22 и № 2119.2.322024-12-26T19:45:21+03:00Петр Жгунtheofile@mail.ru<p>Публикуемый текст представляет собой уставы монашеских общин под руководством прп. Паисия Величковского (1722–1794), изложенные им лично в посланиях правящему архиерею в 1763 и 1778 году соответственно. Полный церковно-славянский текст публикуется впервые.</p>2024-12-26T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Диакрисис: научный журнал