https://journals.sdamp.ru/index.php/diakrisis/issue/feedДиакрисис: научный журнал2025-03-20T09:10:27+03:00Павел Кириллович Доброцветовpatrolog.sda@list.ruOpen Journal Systems<p>«Диакрисис» (Diakrisis) — научный журнал Сретенской духовной академии по теоретической, практической и исторической теологии, издаваемый с Научным Центром патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова при кафедре богословия СДА с 2019 года. В нем публикуются оригинальные тексты на древнегреческом, латинском, славянском и восточных языках, переводы, комментарии, исследования, рецензии, аннотированные библиографии (тематические или по авторам) монографий и журналов по богословию, патрологии, апологетике, философии, истории Православной Церкви, филологии и истории литературы, и другие материалы. Одной из основных целей и задач журнала является представление новых научных материалов по исследованиям и переводам и оценка религиозных, научных и общественных явлений сквозь призму православного святоотеческого богословия. <em><a href="https://journals.sdamp.ru/index.php/diakrisis/about">Подробнее о журнале</a></em></p> <p>С 2021 г. индексируется в <strong>Российском индексе научного цитирования (РИНЦ).</strong></p> <p>с 2023 г. включен в <strong>Общецерковный перечень рецензируемых изданий</strong></p> <p>В перспективе Журнала включение его в список рецензируемых периодических журналов<strong> Высшей аттестационной комиссия (ВАК)</strong>.</p> <p>Начиная с выпусков 2022 года журнал соответствует следующим специальностям ВАК:<br />5.11.1. Теоретическая теология;<br />5.11.2. Историческая теология;<br />5.11.3. Практическая теология.</p> <div> <p><strong><em>Обращаем ваше внимание, что прежний адрес электронной почты журнала diakrisis.red.sda@list.ru недействителен. По всем вопросам просьба обращаться на адрес: <a href="mailto:patrolog.sda@list.ru">patrolog.sda@list.ru</a></em></strong></p> </div>https://journals.sdamp.ru/index.php/diakrisis/article/view/Diakrisis_24_02_Afinogenov_ChepelОлимпиодор, диакон Александрийский. Толкование на книгу Иова. Главы 10–112025-03-01T10:57:01+03:00Дмитрий Афиногеновlogotheta@mail.ruДмитрий Чепельlogographus@yandex.ru<p>«Толкование на книгу Иова» Олимпиодора, диакона Александрийского, известного и авторитетного экзегета VI в. является одним из наиболее значимых памятников экзегетической литературы ранневизантийского периода. Оно, будучи выполнено в традициях александрийской экзегезы, пользовалось большим уважением со стороны позднейших авторов и послужило, наряду с толкованиями других известных авторов, источником для составления экзегетических катен на эту библейскую книгу, раскрывающую в свете христианского толкования учение о православном отношении к страданию, проблему теодицеи, демонологию, эсхатологию и иные нравственные и богословские темы.</p>2025-03-20T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Диакрисис: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/diakrisis/article/view/Diakrisis_24_03_ZhgunИеромонах Спиридон Габровский. Поучение об умном делании2025-03-01T11:02:04+03:00Петр Жгунtheofile@mail.ru<p>Публикуемый текст представляет собой поучение об умном делании ученика прп. Паисия (Величковского), Спиридона Габровского. Он состоит из афористичных нравственно-аскетических поучений, передаваемых от старца ученикам. Публикуется впервые.</p>2025-03-20T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Диакрисис: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/diakrisis/article/view/Diakrisis_24_04_VeselovПринципы толкования эсхатологических текстов Нового Завета в богословии диспенсационализма (Часть II)2025-03-01T11:06:26+03:00Евгений Веселовev23@yandex.ru<p>Влиятельное в евангелическом движении течение диспенсационализма доказывает необходимость буквального исполнения земных обетований Божиих ветхозаветным патриархам и прор. Давиду и поэтому опирается исключительно на буквальное толкование Священного Писания, включая пророческие книги. Однако в других случаях, не связанных с тайным «восхищением Церкви» и иудейским тысячелетним царством, диспенсационалисты достаточно широко используют и небуквальные методы толкования, обусловленные общим контекстом богословия. Поэтому не герменевтика диспенсационализма обусловлена требованием ясности Писания, а, напротив, настойчивое теоретическое обоснование безусловного буквализма имеет другие причины: повышенную эсхатологическую напряженность диспенсационализма, иудейское влияние, недооценку перспектив обожения христианина как начала его участия в обетовании вечного Царства Мессии еще в этой жизни, отсутствие святоотеческого опыта умного созерцания и чистоты души для стяжания благодати Святого Духа, открывающей тайны слова Божия. Первую часть статьи см.: «Диакрисис» 2022. № 1 (13).</p>2025-03-20T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Диакрисис: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/diakrisis/article/view/Diakrisis_24_05_Afinogenova Обращение свт. Филофея Коккина к житиям свв. Саввы Нового и Никодима Нового в контексте христианского подвига юродства в Поздней Византии2025-03-01T11:10:08+03:00Ольга Афиногеноваhelgaharen@mail.ru<p>В статье дается краткий обзор феномена христианского подвига юродства в византийской истории с особым вниманием к самым первым его проявлениям и к периоду его бытования в Поздней Византии. Подробно рассматриваются два жития юродивых авторства свт. Филофея Коккина — прпмч. Никодима и прп. Саввы Нового и выясняется отношение к юродству в Византии XIV века с учетом сложной и неоднозначной истории этого явления.</p>2025-03-20T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Диакрисис: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/diakrisis/article/view/Diakrisis_24_06_VeretennikovНевольное пострижение2025-03-01T11:13:47+03:00Макарий Веретенниковoffice@lavra.ru<p>В статье затрагивается тема практики невольного монашеского пострижения в традиции Государства Российского и Русской Церкви 2 пол. XVII века на примере К. П. Нарышкина (инока Киприана) (1623–1691) и приводятся три документа от 1684–1685 гг. на эту тему: Послание Патриарха Иоакима Ростовскому митрополиту Ионе, Послание Ростовского митрополита Ионы Патриарху Иоакиму и Грамота Патриарха Иоакима Холмогорскому архиепископу Афанасию.</p> <p> </p>2025-03-20T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Диакрисис: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/diakrisis/article/view/Diakrisis_24_07_KhvalkovЛаоник Халкокондил. История. Книга IV, 1–482025-03-01T11:17:43+03:00Евгений Хвальковcosmadamian@mail.ru<p>Лаоник Халкокондил (1430–1490) — известный византийский историк XV века. Лаоник родился в Афинах и получил образование в Константинополе, где изучал риторику, философию и античную литературу. Позднее, после падения Константинополя в 1453 году, Халкокондил перебрался в Италию, где стал участником гуманистических кругов итальянского Ренессанса. Его «История» в десяти томах примечательна как памятник поздневизантийской словесности палеологовского периода с ее мимесисом и тенденцией к архаизации и аттикизации. Его «История», делая отсылки к древности, покрывает события от начала складывания османского бейлика до 1460‑х гг.</p>2025-03-20T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Диакрисис: научный журналhttps://journals.sdamp.ru/index.php/diakrisis/article/view/Diakrisis_24_01_Fadeev«Носите бремена друг друга» (Гал. 6, 2) в контексте покаянной дисциплины в традиции египетского и палестинского монашества IV–VII вв.2025-03-01T10:52:53+03:00Александр Фадеевpriestaleksandrfadeev@yandex.ru<p>В статье предпринимается попытка выяснения места, значения и способов реализации практики «заместительного покаяния», основанного на апостольской заповеди носить бремена (Гал. 6, 2) ближнего в аскетической жизни египетского и палестинского монашества IV–VII вв. в контексте церковной покаянной дисциплины. На пути решения этого вопроса в работе выясняется состояние института покаяния и особенности его осуществления в жизни Древней Церкви, а также характерные черты его функционирования в условиях монашества Египта и Палестины IV–VII вв. Результатом исследования является положение о единстве и согласии пастырского подхода и покаянного института, засвидетельствованное в письменных источниках, посвященных аскетической жизни египетского и палестинского монашества указанного периода. Признаком единства служат примеры взятия старцем на себя бремени покаянных трудов за согрешившего монаха, привлекая тем самым к нему Божественное милосердие и оказывая посредничество в присоединении грешника к процессу церковного покаяния.</p>2025-03-20T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Диакрисис: научный журнал