Проблематика демаркации протестантов и неопротестантов в протестантизме, российском религиоведении и церковном сектоведении (Часть I)
Ключевые слова:
баптизм, адвентизм, пятидесятничество, неопятидесятничество, протестантизм, неопротестантизм, ересь, секта, секты протестантского происхождения, крещение, священство, иерархия, предание, Символ веры, троекратное погружение, самокрещение, религиоведениеАннотация
В русском церковном сектоведении на протяжении последних лет для наименования баптистов, адвентистов, пятидесятников, неопятидесятников, адвентистов, международной Церкви Христа и т. п. используется наряду с терминами «секта», «ересь» также термин «неопротестанты», чтобы отграничить их от исторических протестантов. Данное разграничение имеет историческое, богословское и догматическое обоснование и зафиксировано в церковных литургических текстах; оно весьма актуально в контексте современной религиозной и политической жизни России. В то же время в ряде публикаций в церковных изданиях неопротестантские ереси именуются протестантами, что не вполне коррелирует с сложившимся в русской православной традиции отношением к протестантству, зафиксированном в литургических «Чинах присоединения к Православию», различающих присоединение к Церкви исторических протестантов и неопротестантов. Поэтому возникает необходимость рассмотреть вопрос разграничения более детально. В рамках данной проблематики также анализируется влияние светского религиоведения на церковное богословие и вопрос соотношения религиоведческого знания о христианских, и в частности протестантских и неопротестантских, верованиях учению самих христианских конфессий и их оценкам друг друга.