Принципы толкования Писания в богословии диспенсационализма (на примере книги Откровения)
Ключевые слова:
диспенсационализм, эсхатология, претрибулационизм, премилленаризм, хилиазм, герменевтика, книга Откровения, Апокалипсис, сектоведениеАннотация
Влиятельное в евангелическом движении течение диспенсационализма доказывает необходимость буквального исполнения земных обетований Божиих ветхозаветным патриархам и прор. Давиду и поэтому опирается исключительно на буквальное толкование Священного Писания, включая пророческие книги. Однако в других случаях, не связанных с тайным «восхищением Церкви» и иудейским «тысячелетним царством», диспенсационалисты достаточно широко используют и небуквальные методы толкования, обусловленные общим контекстом богословия. Поэтому не герменевтика диспенсационализма обусловлена требованием ясности Писания, а, напротив, настойчивое теоретическое обоснование безусловного буквализма имеет другие причины: повышенную эсхатологическую напряженность диспенсационализма, иудейское влияние, недооценку перспектив обожения верного христианина как начала его участия в обетовании вечного Царства Мессии еще в этой жизни, отсутствие святоотеческого опыта умного созерцания и чистоты души для стяжания благодати Святого Духа, открывающей тайны слова Божия. Поэтому даже заявленный буквализм диспенсационалистов не препятствует им строить различные эсхатологические и герменевтические модели, существенно противоречащие друг другу.