Персоналистическое богословие архим. Софрония (Сахарова) в свете Православного Предания
Ключевые слова:
архимандрит Софроний (Сахаров), Персона, природа, Святая Троица, кеносис, прот. С. Булгаков, персоналистическое богословие, православное вероучение, перихоресисАннотация
В статье рассматривается персоналистическое богословие архимандрита Софрония (Сахарова) на предмет его аутентичности учению Православной Церкви. Применяемая методология — это сравнительный и экзегетический анализ, выявляющий смысл и значение рассматриваемых положений. Подвергаются анализу персоналистические установки о. Софрония, такие как «принцип Персоны», первичность Персоны в Боге по отношению к природе и кенотичный характер Персоны, благодаря которым единство Божие и перихоресис Ипостасей во Святой Троице понимаются как следствие кенотического отношения Ипостасей, а кеносис — как основа внутритроичной жизни. Указывается, что в данных своих воззрениях о. Софроний следует русской религиозно-философской мысли, в частности о. С. Булгакову. Исследуется святоотеческое Предание по вопросам соотношения природы и Ипостасей в Боге и кеносиса во внутритроичной жизни. Согласно Священному Преданию Церкви, устанавливается, что персоналистическое учение о. Софрония о внутритроичной жизни, ее «кенотичности», куда входит учение о Персоне, о единстве Божием является искажением Православного вероучения. Новизна исследования состоит в критическом всестороннем анализе триадологических взглядов о. Софрония (Сахарова) в соотношении их с учением Православной Церкви, который осуществляется впервые. Статья представляет расширенный вариант доклада, прочитанного на XI Международной конференции СПбДА в сентябре 2019 г.